Царь Иван Грозный. Формирование личности
Страница 2

Историческая летопись » Реформы Избранной рады и царь Иван Грозный » Царь Иван Грозный. Формирование личности

Регентство окончилось, все главные лица сошли с земного поприща: не было в живых ни Михаила Глинского, ни Ивана Бельского, ни Василия и Ивана Шуйских. Оставались только второстепенные и недеятельные сановники, которые не владели волей Ивана. Официальная московская летопись говорит о том, что именно с этого времени бояре стали бояться государя. Теперь ближе всего к Ивану были его дяди Юрий и Михаил Глинские с их матерью, бабушкой Грозного, княгиней Анной. Эта семья и получила влияние на государственные дела. Пользуясь своим положением, Глинские совершили много жестокостей и насилий и очень дурно влияли на самого царя. В эти годы Иван, с лёгкостью не разбираясь, ссылает и казнит людей. Не избежал смерти и прежний любимец князя, Воронцов, который был казнён по лживому доносу.

Итак, в своём детстве Иван видел не идейную борьбу, не крупные политические столкновения, а мелкую вражду и злобу, низкие интриги и насилия, грабительство и произвол. Всё это ему приходилось наблюдать изо дня в день и терпеть на себе, и на этом воспитывалась его душа. Но не всё только плохое встречалось ему на пути. С появлением в Москве митрополита Макария, кое - что изменилось в жизни малолетнего государя. Макарий явился из Новгорода в Москву уже литературно известным. Будучи архиереем в Новгороде, он достиг необыкновенной популярности: его считали «учительным» и «святым» человеком. По его мысли был составлен громадный сборник, известный под именем Макарьевских Миней: в двенадцати больших книгах собраны толкования на Евангелие, Деяния и Послания Апостольские, сочинения отцов церкви, известные в славянских переводах, также жития святых. Десяток лет провёл Макарий в этом труде. Он соединил вокруг себя многих деятелей, собиравших литературный материал и работавших над его редакцией. В их числе были дьяки, дети боярские, священники (знаменитый Сильвестр). Работа шла около молодого государя, который был в непосредственном общении с митрополитом, знакомился со всем кругом тогдашнего чтения, учился под руководством митрополита и приучался ценить и уважать нравственные его достоинства. Не склонный к политической борьбе, далёкий от интриг, спокойный и преданный умственному труду, Макарий явился для молодого Грозного человеком как бы другого мира. Способный и умный юноша вместе с литературными знаниями усвоил и национальнополитические идеалы, которым веровала окружавшая митрополита среда. Чтение стало любимым занятием, и к своему совершеннолетию Иван стал образованным, для того времени передовым человеком.

Вынесши из своего детства чувство вражды к людям, которые неуважительно обходились с ним, Иван только и думал о том, чтобы упрочить свою власть. В начале 1547 года, когда ему было шестнадцать лет, Иван короновался и принял титул царя, с которым соединилось понятие о власти более обширное, чем с прежним титулом великого князя. А вскоре он женился на девушке из одного из самых знатных и древних московских боярских родов, на Анастасии Романовне, дочери умершего Романа Юрьевича Захарьина – Кошкина. В феврале 1547 года состоялась царская свадьба, а 21 июня в Москве вспыхнул страшный пожар, началось народное волнение. Был убит Юрий Васильевич Глинский, и чтобы угомонить народ, Ивану пришлось казнить несколько человек. Пожар и народное волнение произвели сильное впечатление на молодого царя, владеющего страстной натурой. Из молодого человека, преданного удовольствиям, он превратился в серьёзного, неутомимого в занятиях государственными делами.

Страницы: 1 2 

Психологические теории права
Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже XIX – XX вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, разоше ...

Конец эпохи бронзы.
Как установлено археологическими данными, население Азербайджана в эпоху бронзы жило отдельными родами в пещерах, больших длинных домах, землянках и полуземлянках[42], а также во временно построенных камышевках, кибитках и др. Каждый род объединял ближайших родственников. Несколько родов составляло одно племя. Члены каждого рода вели об ...

Летописное предание о крещении князя Владимира.
О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, что князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсу ...