Обусловленность складывания единого российского государства
Страница 1

Историческая летопись » Образование единого централизованного российского государства (XIV-XVII вв.) » Обусловленность складывания единого российского государства

Центростремительные тенденции: рост хозяйственных связей между землями; начало складывания, на основе дальнейшего языкового и культурно – бытового сближения, относительно устойчивой этнической общности – «русской народности»; церковное единство; общая историческая традиция.

Центробежные тенденции: господство натурального хозяйства; сохраняющиеся региональные языковые и культурно – бытовые различия; княжеские усобицы; политический контроль Орды.

В Западной Европе процесс складывания национальных государств базировался, прежде всего, на основе формирующейся всеобщей хозяйственной связи («национальный рынок») – следствии разложения натурального хозяйства и зарождения капиталистического уклада. Европу «объединял купец». На Руси хозяйственно-культурные факторы не были достаточно выражены. Перевес центростремительных тенденций обеспечили военно-политические факторы: усиление властного деспотизма и противостояние Орде. Русь «объединил воин», что предопределило централизованный характер единого государства.

Роль Северо-Восточной Руси.

Объединительные процессы могли приобрести результативный характер только на северо-востоке, в Ростово-Суздальской земле, где сосредотачивались большинство русских княжеств и основная масса русского населения. В 1299 г. из Киева во Владимир перемещается резиденция митрополита всея Руси. Поскольку великий владимирский князь являлся первым вассалом ордынского царя, объединить Русь можно было, только контролируя владимирский стол.

Роль Москвы.

На протяжении XIY века Владимирское княжение неоднократно переходило от одного стола к другому, чаще доставаясь тверским и московским князьям. Верх одержала Москва, что и определило ее историческую роль.

Преимущества Москвы: сильная княжеская власть, опиравшаяся на многочисленное служилое феодальное сословие (система, так называемого, «князебоярства»), что обеспечивало относительную военную мощь; московская дипломатия строилась на крайне осторожном отношении к Орде, дающем преимущества в борьбе за ярлык на великое княжение.

Этапы объединения.

События, предопределившие формирование Московской Руси – России (с конца XY в. – от византийского наименования Руси), произошли в правление трех великих московских князей: Ивана I Калиты («кошелек») – 1325 – 1340гг, Дмитрия Ивановича Донского (1359 – 1389гг), Ивана III Васильевича (1462 – 1505 гг.).

Калите удалось получить ярлык на владимирский стол, что было использовано для ослабления карательной практики ордынцев и для территориального и экономического роста Московского княжества. С 1326г. Москва - место постоянного пребывания митрополита.

В правление Дмитрия Ивановича произошло решающее усиление позиций Москвы. В 1380 г. собранная под эгидой Москвы объединенная русская рать нанесла сокрушительное поражение ордынскому войску в ходе Куликовской битвы, что, не смотря на последующие неудачи, повлекло необратимую деградацию Золотой Орды. Оформлением качественного изменения взаимоотношений Москвы и Сарая стало завещание Дмитрием Донским своему сыну Василию I наряду с московским владимирского стола (прежде определялось ханским ярлыком), закрепляя столичный статус Москвы. В конце XIY – начале XY вв. прежнее противостояние Орде, носившее характер борьбы за облегчение условий вассальной зависимости, начинает перерастать в борьбу за независимость.

Вполне обосновано считать Дмитрия Донского «отцом – основателем» Московской Руси – России.

В правление Ивана III произошло присоединение к Москве - как мирным, так и силовым путем (Новгорода) – основного массива русских земель. В 1480 г. на р. Угра сошлись московская и ордынская рать, не решившиеся вступить в сражение («стояние на Угре»), последствием чего было формальное снятие ордынской зависимости. В начале XYI в. Орда ушла в прошлое.

Василий III (1505 – 1533гг.) присоединил псковскую и рязанскую земли, завершив процесс складывания крупнейшей европейской державы – России (в 1462 - 1533гг. территория выросла с 430 тыс. до 2,8 млн. кв. км.).

Значение объединения:

рождение крупнейшего государства на Востоке Европы. Складывание единой централизованной государственности явилось образующим фактором российской истории. Отражением перемены в историческом самосознании русского народа стала идеология российского великодержавия. Возникнув в церковных кругах (Москва, после гибели Западной Римской империи и Византии, - единственный оплот православия – «третий Рим»), идея преемственности России христианским империям проникла в общественное сознание и в определенной мере влияла на политику Москвы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Семья, семейные отношения
Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т. к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания, поэтому на них стоит остановиться подробнее. Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетеля ...

Благотворительность
Данный пункт целью свой ставит раскрыть понятие благотворительность в контексте XIII века, исследуя работы В. Л. Прохорова, Ю. М. Лотмана, Е. Анисимова. По мере ограничения властных церковных функции, секуляризации церковных земель государство сосредоточило в своих руках структуру по контролю за сферой благотворения. Осуществление комп ...

Этико-политическое учение Конфуция
В китайской истории период правления Чжоуской династии считается едва не идеальным временем в жизни людей и государства, когда все жили в достатке и каждый «знал своё место». Как сказал бы Конфуций, правитель был правителем, а подданный - подданным. Однако такому благоденствию не суждено было длиться долго. Смута и хаос, пришедшие на с ...