Введение.
Страница 2

Историческая летопись » Ханство Абулхаира » Введение.

Согласно Мас'у да бен Усмана Кухистани, автору исторического сочинения под названием «История Абулхаирхана», Абулхаир родился в год дракона, в1412г. Он рано осиротел; ему пришлось служить у другого потомка Шибана, Джумадук-хана, и участвовать в его борьбе за верховную власть в степи. Шестнадцатилетний Абулхаир-оглан был захвачен в плен, но по решению мангытских биев отпущен на свободу. После гибели Джумадука он довольно быстро сумел найти поддержку у господствующей верхушки многих племен Узбекского улуса. В 1428г. в области Тура (Западная Сибирь) в возрасте 17 лет Абулхаир был провозглашен ханом. В числе участвовавших в избрании Абулхаира ханом были не только султаны, предводители племени и родов, бахадуры, но и представители мусульманского духовенства. Абулхаирхан опирался не только на определенные круги Шибанидов, но и на мангытских эмиров, которые благодаря многочисленности своих улусных людей, играли заметную роль в политической жизни Узбекского улуса XV- нач. XVI вв. Если сын мангытского эмира Едигея Мансур принимал деятельное и, по-видимому, постоянное участие в мероприятиях Барак-хана, то внук того же Едигея, Ваккас-бий, сыграл важную роль в возвышении Абулхаира. Молодой хан на первых порах был “в большой дружбе с сыном Нур ад-Дина, Ваккас-бием”. “Рассказывают, - уверяет нас Кадырали-бек, - что они их одной чашки пили, один с одного края, второй с другого”. Однако впоследствии Ваккас-бий покинул предводителя кочевых узбеков и даже сражался против Абулхаира, примкнув к его противнику по имени Мустафа-хан.

Обязанный своим избранием и ханским троном влиятельным кругам кочевого общества, Абулхаир должен был проводить политику, отвечающую их интересам, совершать военные походы на соседние земледельческие страны, покорять новые земли. “Менее всего затронутые городской культурой, - писал В.В. Бартольд о кочевых узбеках Восточного Дешт-и Кипчака, - потомки Шибана остались более всего верны воинственным традициям кочевников и потому могли выступать в роли завоевателей в такое время, когда могущество династии Чингиз-хана почти везде находилось в полном упадке”.

C воцарением Абулхаирхана политика в Центральной Азии резко меняется. Направление интересов хана Абулхаира и его наследников изменяется с запада на юг. Они больше не направлены на борьбу за престол Золотой Орды.

Хан Абулхаир соблюдал все мусульманские обряды и молитвы. Его армию называли Войском ислама. По его повелению все подданные его государства должны были жить по законам шариата, основанным на Коране, и высказываниях Пророка Мухаммеда – суннах.

При хане Абулхаире среднеазиатские летописцы начинают называть тюркское кочевое население Ак-Орды узбек-казаками. Между тем, они по-прежнему, считали себя кипчаками, найманами, аргынами, мангытами, дурманами, карлуками, уйсунями, адаями. Кочевые тюркские племена уже считали себя мусульманами, но в отличие от своего хана не читали Коран и не признавали авторитета мулл и ишанов и других служителей мечетей в суде над собой.

По законам шариата полагается наказывать человека ударами палкой по спине. Тюрки не любили, когда их бьют.

В середине XV в. многие тюркские племена окончательно отказались подчиняться хану Абулхаиру. Они открыто отвергали законы шариата и продолжали жить по тюркским законам Туру. Этих тюрков стали называть казаками.

Страницы: 1 2 

Проблемы и этапы формирования и развития ВХУТЕМАСА – ВХУТЕИНА. Проблемная ситуация в искусстве России в предреволюционные годы
Чтобы понять специфику творческой направленности в вопросах формообразования в советской художественной культуре в 20 - е годы, необходимо учитывать особенности проблемной ситуации в искусстве России в 1910 - е годы, которая существенно отличалась от условий зарождения нового стиля в других странах Европы. Специфика состояла в том, что ...

Усиление роли православного духовенства
Последовательную поддержку гетманской администрации проводило православное духовенство. Крестьяне массово отказывались выполнять повинности в интересах духовных епархий, тем самым подрывая экономическую основу их хозяйств. Укреплению позиций православного духовенства объективно способствовала историческая обстановка в середине XVII в. ...

Пирамиды равняются на звезды
Вопрос "сколько лет египетским пирамидам?" вроде бы давно решен: около 4500 лет. Однако способ решения этого вопроса, основанный на анализе древних записей, не слишком точен. В результате оценки возраста пирамид могут быть завышены или занижены примерно на 100 лет. С одной точки зрения, по сравнению с их возрастом это немного; ...