Введение.Страница 2
Согласно Мас'у да бен Усмана Кухистани, автору исторического сочинения под названием «История Абулхаирхана», Абулхаир родился в год дракона, в1412г. Он рано осиротел; ему пришлось служить у другого потомка Шибана, Джумадук-хана, и участвовать в его борьбе за верховную власть в степи. Шестнадцатилетний Абулхаир-оглан был захвачен в плен, но по решению мангытских биев отпущен на свободу. После гибели Джумадука он довольно быстро сумел найти поддержку у господствующей верхушки многих племен Узбекского улуса. В 1428г. в области Тура (Западная Сибирь) в возрасте 17 лет Абулхаир был провозглашен ханом. В числе участвовавших в избрании Абулхаира ханом были не только султаны, предводители племени и родов, бахадуры, но и представители мусульманского духовенства. Абулхаирхан опирался не только на определенные круги Шибанидов, но и на мангытских эмиров, которые благодаря многочисленности своих улусных людей, играли заметную роль в политической жизни Узбекского улуса XV- нач. XVI вв. Если сын мангытского эмира Едигея Мансур принимал деятельное и, по-видимому, постоянное участие в мероприятиях Барак-хана, то внук того же Едигея, Ваккас-бий, сыграл важную роль в возвышении Абулхаира. Молодой хан на первых порах был “в большой дружбе с сыном Нур ад-Дина, Ваккас-бием”. “Рассказывают, - уверяет нас Кадырали-бек, - что они их одной чашки пили, один с одного края, второй с другого”. Однако впоследствии Ваккас-бий покинул предводителя кочевых узбеков и даже сражался против Абулхаира, примкнув к его противнику по имени Мустафа-хан.
Обязанный своим избранием и ханским троном влиятельным кругам кочевого общества, Абулхаир должен был проводить политику, отвечающую их интересам, совершать военные походы на соседние земледельческие страны, покорять новые земли. “Менее всего затронутые городской культурой, - писал В.В. Бартольд о кочевых узбеках Восточного Дешт-и Кипчака, - потомки Шибана остались более всего верны воинственным традициям кочевников и потому могли выступать в роли завоевателей в такое время, когда могущество династии Чингиз-хана почти везде находилось в полном упадке”.
C воцарением Абулхаирхана политика в Центральной Азии резко меняется. Направление интересов хана Абулхаира и его наследников изменяется с запада на юг. Они больше не направлены на борьбу за престол Золотой Орды.
Хан Абулхаир соблюдал все мусульманские обряды и молитвы. Его армию называли Войском ислама. По его повелению все подданные его государства должны были жить по законам шариата, основанным на Коране, и высказываниях Пророка Мухаммеда – суннах.
При хане Абулхаире среднеазиатские летописцы начинают называть тюркское кочевое население Ак-Орды узбек-казаками. Между тем, они по-прежнему, считали себя кипчаками, найманами, аргынами, мангытами, дурманами, карлуками, уйсунями, адаями. Кочевые тюркские племена уже считали себя мусульманами, но в отличие от своего хана не читали Коран и не признавали авторитета мулл и ишанов и других служителей мечетей в суде над собой.
По законам шариата полагается наказывать человека ударами палкой по спине. Тюрки не любили, когда их бьют.
В середине XV в. многие тюркские племена окончательно отказались подчиняться хану Абулхаиру. Они открыто отвергали законы шариата и продолжали жить по тюркским законам Туру. Этих тюрков стали называть казаками.
Церковное строительство
Особую роль в государстве начала XVII столетия играла церковь, которая представляла собой влиятельнейшую организацию господствовавшего клаccа феодалов. Она освещала его господство, внедряла в людское сознание представление о незыблемости существующего строя, необходимости подчинения властям от царя до помещика и всякого должностного лиц ...
Политика турецких феодалов по отношению к угнетенным народам
Упадок Османской империи продемонстрировал реакционный характер многонационального государства, в котором многие народы порабощались и истреблялись турецкими феодалами.
Османская империя отличалась от многонациональных государств Восточной Европы. Образование Османской империи не было вызвано потребностями совместной обороны входивших ...
Цех как форма организации ремесла в средневековом городе. Причины
возникновения цехов
Средневековые цехи – "объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей".
Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества.
Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-мар ...
