Столетие спустя:

Историческая летопись » Александр Невский и его роль в истории России » Столетие спустя:

Минули долгие-долгие годы. Место Невской битвы, в отличии от многих других полей средневековых сражений, не было забыто. Ещё в новгородское время здесь воздвигли небольшой деревянный храм, ставший памятником совершенному в устье Ижоры подвигу. Александр Невский был причислен к лику святых, а это повело к ещё более прочному закреплению памяти о князе среди русских людей.

В последующие века маленький храм не раз разрушался в бурных перипетиях русско-шведской борьбы за невские берега, но всякий раз возводился вновь – память народная не угасла, хранила предание о великом событии.

В самом конце XVIII века, уже после того как при Петре I приневские земли навсегда возвратились в собственность России, деревянный храм сгорел и на его месте была впервые воздвигнута каменная церковь в честь Святого Благоверного и Великого князя Александра Невского. В XIX веке она неоднократно перестраивалась и расширялась.

Несколько лет храм стоял пустой, никому ненадобный. Однако ход жизни имел своё глубинное течение, неподвластное расчётам и устремлениям новых земных владык. Грянула Великая Отечественная война, и подвиг Александра Невского вместе с другими великими военными деяниями прошлого стал героическим примером для тысяч бойцов. Был учреждён орден Александра Невского, которым отмечали славные дела командиров, сумевших малой силой решить крупные боевые задачи.

Место Невской битвы вскоре после начала войны оказалось в прифронтовой полосе – враг подступил к Ленинграду. Высокая колокольня храма вдруг стала неплохим ориентиром для вражеской артиллерии. Было принято решение подорвать храм. Долгие блокадные месяцы полуразрушенная церковь несла военную службу – была боевым складом для зажатых во вражеском кольце войск. Укрывая боевые припасы, она служила Отечеству, как служили ему те, в чью память она была поставлена.

Пришла Победа, настало мирное время. Множество дотла сожжённых, взорванных врагом памятников пепельных кольцом окружали Ленинград – Петергоф, Пушкин, Гатчина, Павловск. В длинном ряду дворцов, больших храмов, уникальных творений самых знаменитых архитекторов затерялась скромная церковь. В отличии от пышных собратьев, её ждала другая судьба. Храм – памятник стал руиной, разваливался и зарастал диким лесом и кустарём.

А судьба другого берега Ижоры, того самого места, где звенела знаменитая битва, тоже была печальна. Хозяйственный и частный самострой, захламлённая территория, казалось, вот-вот сотрут последнюю память о свершившемся здесь великом событии.

Такое грустное наследство досталось нашему времени от исполненных фатального равнодушия застойных лет… Место российской славы стало местом людской печали о ней. Но истребить, изжить народную память ни нечаянно, ни тем более специально нельзя. Это не удавалось никому, нигде и никогда. Не случайно одной из первых черт обновления стали новые ростки народной памяти. Они появились и бурно пошли в рост, словно зелень по весне. Правительство Санкт-Петербурга провело конкурс на лучший проект мемориала, посвящённого Невской битве. Оказалось, что тема этого подвига волнует многих художников, - проектов было представлено почти тридцать. Возник совсем потухший разговор о том, что должен, наконец, появиться в городе на Неве памятник Александру Невскому. Родилось самодеятельное объединение «Невская битва», которое направило молодую энергию на восстановление разрушенной церкви, превращение её в мемориальный музей.

Память о Невской битве, о деяниях Александра Ярославича переходит от поколения к поколению, меняя формы, но сохраняя свою нетленную суть. Сущность её проста: исполнение ума, решительности и точного расчёта, самоотверженное и отважное служение Отечеству, особенно нужное ему в трудные переломные времена. Таков непреходящий завет, достигший нашего времени и уже протянувшийся нитью в будущее.

Завоевательные войны Чингисхана. Военное устройство Монгольской империи
Чингисхан преобразовал увеличившееся монгольское государство по феодальному образцу под своим началом и началом своих родичей. Все племенные отношения были отменены, за исключением тех случаев, когда они совпадали с новым порядком. Основным принципом организации стал принцип деления на «десятки», и он действовал как во время войны, так ...

Политико-правовая идеология утопического социализма в Зап. Европе 16-17 вв
Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI—XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европейского общества. Внутри этого движения, выражавшего извечные устремления общ ...

Социальное положение купечества
В первой половине XIX в. положение купечества, составлявшего основу складывавшейся национальной буржуазии (ее ряды пополняли также «капиталистые» крестьяне, разбогатевшие мещане), было довольно сложным. Согласно «Жалованной грамоте городам» 1785 г. гильдейское купечество было освобождено от уплаты подушной подати, замененной 1%-ным сбор ...