Юридический позитивизм (Дж. Остин, К. Бергбом)
Страница 1

Историческая летопись » История политических и правовых учений » Юридический позитивизм (Дж. Остин, К. Бергбом)

Господствующим направлением буржуазной юриспруденции оставался юридический позитивизм, получивший наиболее широкое обоснование в книге немецкого юриста К. Бергбома “Юриспруденция и философия права” (1892 г.). Опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Бергбом выступает против “метаюридических” принципов и идей, вносимых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о “народном духе” исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право.

Юр. поз-м получил наиболее широкое обоснование в книге немецкого юр-та Карла Бергбома "Юриспруденция и фил-фия права".

Согласно теории Б.а наука должна изучать, а не оценивать или требовать; она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной (и вообще правотворческой) деят-ти гос-ва.

Именно действующее, позитивное право обеспечивает порядок, гармонию и безопасность в гос-ве, создает прочный правопорядок, стоящий над гр-нами, над властью, над гос-вом.

Поскольку ест-е право представляет собой не более чем предпол-е, нечто субъективное и фиктивное, оно, если его всерьез принимать за явление правового порядка, влечет за собой разрушение правопорядка и анархию Нельзя решать возникающие на практике юридические дела исходя из ест-правовой доктрины, делящей право на ест-е и пол-ное.

Вслед за главой английской аналитической школы Дж. Остином континентальный поз-м видел источник права в суверенной власти, в гос-венной воле. Отсюда делались выводы о верховенстве закона, о подчинении судей закону. Юр. поз-м довел до совершенства разработку приемов толкования правовых норм, особенно приемов логических, грамматических, систематических.

Догма права, обоснованная юридическим поз-мом, имеет первостепенное значение для правоприменительной деят-ти, особенно в периоды относительно стабильного развития гр-нского об-ва.

И все же юр. поз-м не создал подлинной теории права. Юр. поз-м не мог дать ответа и на самый для него важный вопрос как обеспечить законность (правомерность) правотворческой деят-ти гос-ва, если само оно сила, творящая право?

Вся теория юр. поз-ма базировалась на предпол-и, что гос-во является правовым, однако это предпол-е неоднократно опровергалось практикой ("лучше капля силы, чем мешок права"), а к обоснованию правового гос-ва могло вести лишь изучение "метаюридических" начал.

Наконец, сколь ни велика заслуга юр. поз-ма в обосновании законности и правопорядка, проблема прав чел-ка была им отвергнута вместе с теорией ест-го права, а сам чел-к в праве и правопорядке признавался лишь "физическим лицом", наделенным "субъективными правами", выводимыми из текстов законов, а не из природы самого чел-ка.

Одним из первых представителей юр. поз-ма был ученик Бентама, основатель аналитической школы Джон Остин.

Термин "право", писал О., используется в самых разных смыслах для обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали, законов природы, это сущ-но мешает точному определению предмета юриспруденции О. различает и разграничивает этику (область оценок, суждений о добре, зле и др), науку о законотворчестве (представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве, юриспруденцию Последняя "имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши" В таком понимании право — приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа.

Развивая мысли Бентама, О. писал, что целью правительства является общее благо, а не свобода, поскольку в разных условиях различны степень полезности свободы или степень ее ограничений О. был приверженцем классического либерализма Но он утверждал, что суверенная власть ничем не связана, преграды ее деят-ти ставят только религия, мораль и согласие подданных, те привычка бол-ва подданных к повиновению данной власти Право — это "повеление суверена" Наилучшей формой права О считал кодексы, однако в отличие от Бентама он признавал частью права судебные прецеденты, поскольку решения судей (в Англии) получают нормативно-правовой характер с молчаливого согласия суверена. Потребность в судебном правотворчестве, пояснял О., порождена существующей неполнотой статутного права, которую желательно устранить кодификацией.

Страницы: 1 2

Сближение княжеств с частными вотчинами.
Мы рассмотрели взаимные отношения князей северо-восточной Руси в удельную эпоху. Взглянем теперь на отношения их к своим владениям, к территориям княжеств и жившему на них населению. Князья, как мы видели, остались в северо-восточной Руси единственными хозяевами, господами в своих княжествах. Вследствие всеобщего обеднения страны и нево ...

Крепостные школы в вотчине Строгановых
Появление крепостных школ способствовало распространению грамотности к крестьянской среде, возникновению крепостной интеллигенции, производственная и общественная деятельность которой была связана с судьбой народа, с развитием его культуры. В XVIII – начале XIX веков учреждается большое количество государственных школ, но царизм «просве ...

Политическое учение анархизма (Прудон, Бакунин, Кропоткин)
Наиболее значительные теоретики анархизма XIX в. — Пьер Жозеф Прудон, Макс Штир-нер, Михаил Александрович Бакунин. Макс Штирнер обрушивает критику на все ценности, связанные с государством, обществом, религией. Он полагает, что человек единствен, потому что неповторим. У людей есть лишь одна общая черта — каждый из них своеобразен. В ...