Причины подъема экономики США. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Достижение мирового первенства
Страница 1

Историческая летопись » США в 1877-1914 гг. » Причины подъема экономики США. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Достижение мирового первенства

Последняя треть XIX - начало XX века характеризовались небывалым подъемом американской экономики. В 1871-1913 гг. национальный доход США увеличился в 5 раз, а национальное богатство страны - в 7 раз. Особенно быстрыми темпами росло промышленное производство: за этот период оно увеличилось в 9 раз. В1913 г. США вырабатывали более трети мировой промышленной продукции, далеко оставив позади другие индустриальные страны.

Бурное развитие экономики США было обусловлено рядом факторов. Во-первых, победа промышленного Севера в Гражданской войне, ликвидация рабовладельческих латифундий и принятый в 1862 г. гомстед-акт открыли путь для рыночного освоения южных штатов и земель Запада. В США были созданы такие благоприятные условия для предпринимательства, каких не знала ни одна западноевропейская страна.

Большое значение имел природно-географический фактор. Страна располагала богатыми природными ресурсами и плодородными землями. Наличие угля, нефти, железа, меди обеспечивало американскую индустрию необходимым сырьем.

В 1870 г. в США проживало почти 40 млн. человек, но рабочей силы не хватало. Важную роль в индустриализации сыграл приток иммигрантов. За последние 30 лет XIX в. в США прибыло 14 млн. переселенцев, в основном из Италии и восточноевропейских стран. Большей частью это были смелые, энергичные, предприимчивые люди, среди которых было немало квалифицированных специалистов. Недостаток рабочей силы предприниматели стремились возместить рационализацией производства и не жалели средств на научные исследования. За период с 1860 по 1890 гг. в США было выдано около 440 тыс. патентов на различные изобретения, большая часть которых была внедрена в производство. По количеству изобретений, разработке новых видов техники и технологий США занимали первое место в мире. Заводы и фабрики страны оснащались самым современным оборудованием.

Экономический рост обеспечивался и благоприятной экономической политикой государства. Промышленность США была хорошо защищена от конкуренции импортных товаров высокими таможенными пошлинами. Протекционизм сочетался с привлечением иностранных инвестиций и к началу XX в. они составили в США 3,4 млрд. долларов.

Не утратил своего былого значения и географический фактор. Американской экономике было выгодно то обстоятельство, что страна была значительно удалена от своих европейских конкурентов, находясь по соседству со слаборазвитыми латиноамериканскими государствами.

Под влиянием этих и других факторов в конце XIX - начале XX в. США превратились в мощную индустриально-аграрную державу. В экономике страны произошли глубокие структурные изменения, появились новые отрасли промышленности: нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, химическая, автомобильная, электроэнергетика. В И582 г. знаменитый изобретатель Т.Эдисон построил первую тепловую электростанцию, а к началу XX в. в США было уже около 3 тыс. электростанций. В стране началась электрификация промышленности, транспорта и быта.

Индустриализация Соединенных Штатов сочеталась не только с техническим прогрессом в промышленности, но и с совершенствованием организации производства и труда. Отрасли легкой промышленности впервые в мире переходят к массовому выпуску стандартизованной обуви, одежды, продуктов питания, лекарств. На крупных заводах внедрялись поточные методы производства с конвейерной сборкой узлов, агрегатов и готовой продукции; совершенствовалась организация труда. Благодаря этим нововведениям компания Г.Форда, ставшая символом массового производства в Америке, сумела снизить стоимость автомобиля с 950 до 290 долларов и сделать его доступным массовому покупателю. Форд был одним из первых предпринимателей, осознавших, что рабочий может приносить прибыль не только как производитель, ной как потребитель товаров. В 1913 г. его компания выпустила 250 тыс. автомобилей, что составляло половину продукции всего автомобилестроения США. Рост автотранспорта вызвал усиленное строительство шоссейных дорог, развивались и другие пути сообщения.

Особенно быстро шло железнодорожное строительство, поощряемое федеральными кредитами и земельными пожалованиями железнодорожным компаниям. В 1900 г. железные дорога соединили все штаты, а четыре магистрали - тихоокеанское и атлантическое побережье. Общая протяженность железных дорог достигла 190 тыс. миль, что составляло половину мировой железнодорожной сети. Быстро развивались средства связи - телефон и телеграф. В Нью-Йорке и Бостоне открылись первые линии метро.

Период бурного развития переживало и сельское хозяйство. Труд свободных фермеров на свободной земле приносил свои результаты. Только за последнюю треть ХIХ в. площадь обрабатываемых земель в США увеличилась в 2,2, раза, в том числе в районах раздачи гомстедов- в Зраза. В 1871-1913 гг. валовой сбор пшеницы в стране возрос в 3,5 раза, кукурузы - в 3, хлопка - в 2,5 раза. США превратились в ведущего производителя и экспортера продовольствия. Этому во многом способствовало применение новых сельскохозяйственных машин и искусственных удобрений. К 1914 г. в сельском хозяйстве страны насчитывалось 17 тыс. тракторов и 15 тыс. грузовиков.

Страницы: 1 2

Куликовская битва
Политику Ивана Калиты продолжали его сыновья – Семен Гордый (1340-13530 и Иван II Красный (1353-1359). Эта политика была дальновидной и целеустремленной – действуя разными методами, применяя то оружие, то деньги и хитрость, московские правители медленно, но верно укрепляли свою власть, положение Москвы как политического центра Руси, объ ...

Влияние церкви на гражданский быт.
Христианская церковь, основанная на Руси князем Владимиром, не могла примириться с таким порядком. Вместе с Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала византийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческой среды изменяли к ...

История развития вьетнамской проблемы.  Французский колониализм во Вьетнаме
На территории Вьетнама еще в XIX веке складывались глубинные предпосылки к расколу государства. К одному из ранних факторов, оказавших влияние на последующее развитие вьетнамской проблемы, можно отнести то, что территория Южного Вьетнама позднее всего была присоединена к историческому Вьетнамскому государству, и большинство населения зд ...