Причины подъема экономики США. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Достижение мирового первенства
Страница 1

Историческая летопись » США в 1877-1914 гг. » Причины подъема экономики США. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Достижение мирового первенства

Последняя треть XIX - начало XX века характеризовались небывалым подъемом американской экономики. В 1871-1913 гг. национальный доход США увеличился в 5 раз, а национальное богатство страны - в 7 раз. Особенно быстрыми темпами росло промышленное производство: за этот период оно увеличилось в 9 раз. В1913 г. США вырабатывали более трети мировой промышленной продукции, далеко оставив позади другие индустриальные страны.

Бурное развитие экономики США было обусловлено рядом факторов. Во-первых, победа промышленного Севера в Гражданской войне, ликвидация рабовладельческих латифундий и принятый в 1862 г. гомстед-акт открыли путь для рыночного освоения южных штатов и земель Запада. В США были созданы такие благоприятные условия для предпринимательства, каких не знала ни одна западноевропейская страна.

Большое значение имел природно-географический фактор. Страна располагала богатыми природными ресурсами и плодородными землями. Наличие угля, нефти, железа, меди обеспечивало американскую индустрию необходимым сырьем.

В 1870 г. в США проживало почти 40 млн. человек, но рабочей силы не хватало. Важную роль в индустриализации сыграл приток иммигрантов. За последние 30 лет XIX в. в США прибыло 14 млн. переселенцев, в основном из Италии и восточноевропейских стран. Большей частью это были смелые, энергичные, предприимчивые люди, среди которых было немало квалифицированных специалистов. Недостаток рабочей силы предприниматели стремились возместить рационализацией производства и не жалели средств на научные исследования. За период с 1860 по 1890 гг. в США было выдано около 440 тыс. патентов на различные изобретения, большая часть которых была внедрена в производство. По количеству изобретений, разработке новых видов техники и технологий США занимали первое место в мире. Заводы и фабрики страны оснащались самым современным оборудованием.

Экономический рост обеспечивался и благоприятной экономической политикой государства. Промышленность США была хорошо защищена от конкуренции импортных товаров высокими таможенными пошлинами. Протекционизм сочетался с привлечением иностранных инвестиций и к началу XX в. они составили в США 3,4 млрд. долларов.

Не утратил своего былого значения и географический фактор. Американской экономике было выгодно то обстоятельство, что страна была значительно удалена от своих европейских конкурентов, находясь по соседству со слаборазвитыми латиноамериканскими государствами.

Под влиянием этих и других факторов в конце XIX - начале XX в. США превратились в мощную индустриально-аграрную державу. В экономике страны произошли глубокие структурные изменения, появились новые отрасли промышленности: нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, химическая, автомобильная, электроэнергетика. В И582 г. знаменитый изобретатель Т.Эдисон построил первую тепловую электростанцию, а к началу XX в. в США было уже около 3 тыс. электростанций. В стране началась электрификация промышленности, транспорта и быта.

Индустриализация Соединенных Штатов сочеталась не только с техническим прогрессом в промышленности, но и с совершенствованием организации производства и труда. Отрасли легкой промышленности впервые в мире переходят к массовому выпуску стандартизованной обуви, одежды, продуктов питания, лекарств. На крупных заводах внедрялись поточные методы производства с конвейерной сборкой узлов, агрегатов и готовой продукции; совершенствовалась организация труда. Благодаря этим нововведениям компания Г.Форда, ставшая символом массового производства в Америке, сумела снизить стоимость автомобиля с 950 до 290 долларов и сделать его доступным массовому покупателю. Форд был одним из первых предпринимателей, осознавших, что рабочий может приносить прибыль не только как производитель, ной как потребитель товаров. В 1913 г. его компания выпустила 250 тыс. автомобилей, что составляло половину продукции всего автомобилестроения США. Рост автотранспорта вызвал усиленное строительство шоссейных дорог, развивались и другие пути сообщения.

Особенно быстро шло железнодорожное строительство, поощряемое федеральными кредитами и земельными пожалованиями железнодорожным компаниям. В 1900 г. железные дорога соединили все штаты, а четыре магистрали - тихоокеанское и атлантическое побережье. Общая протяженность железных дорог достигла 190 тыс. миль, что составляло половину мировой железнодорожной сети. Быстро развивались средства связи - телефон и телеграф. В Нью-Йорке и Бостоне открылись первые линии метро.

Период бурного развития переживало и сельское хозяйство. Труд свободных фермеров на свободной земле приносил свои результаты. Только за последнюю треть ХIХ в. площадь обрабатываемых земель в США увеличилась в 2,2, раза, в том числе в районах раздачи гомстедов- в Зраза. В 1871-1913 гг. валовой сбор пшеницы в стране возрос в 3,5 раза, кукурузы - в 3, хлопка - в 2,5 раза. США превратились в ведущего производителя и экспортера продовольствия. Этому во многом способствовало применение новых сельскохозяйственных машин и искусственных удобрений. К 1914 г. в сельском хозяйстве страны насчитывалось 17 тыс. тракторов и 15 тыс. грузовиков.

Страницы: 1 2

Функции цеховой организации ремесла
Одной из главных функций цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась Zunftzwang – цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленн ...

Появление родовой общины
В период позднего палеолита на смену первобытному стаду пришла родовая община, объединявшая людей одного рода. Она имела коллективную собственность и вела хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда, простой кооперации труда. Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий, а женщины — собирательством, приг ...

Иван IV (Грозный) – первый Российский царь.
Иван IV (Грозный) – первый Российский царь. 16 января 1547 г. Иван IV был торжественно коронован как царь всея Руси. Во время торжественной службы митрополит возложил на Ивана крест, венец и бармы, по преданию, некогда присланные на Русь византийским цесарем Константином для венчания князя Владимира Мономаха. Устами митрополита была нач ...