Князь Святослав.
Страница 1

Историческая летопись » Полководцы древней Руси » Князь Святослав.

Сын Игоря и Ольги, князь Святослав прожил недолгую, но богатую событиями жизнь. Вся она была посвящена острым политическим схваткам и ратным делам. Если верить летописцу, воинские деяния Святослава начались едва ли не в младенческом возрасте: ему было лет пять, когда мать взяла его с собою в поход на Древлянскую землю. Когда два войска сошлись, малолетний князь совершил принятый в те времена (и известный не одним только русским) ритуальный акт, которым открывались сражения: он метнул копье в сторону древлян, но так как был мал, то копье едва пролетело между конских ушей и, падая, ударило коню в ногу. Тем не менее, находившиеся рядом с князем кормилец его Асмуд и воевода Свенельд воскликнули: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем». И победили древлян .

Святослав, каким он запечатлен в летописях, был будто рожден для войны и суровой походной жизни. «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как гепард, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вы идти».

Величие и искусство Святослава-воина, его рыцарство признавали даже противники князя — греки. «Горячим, дерзким, стремительным» представлял его греческий историк Лев Диакон. Он же набросал редкий по реалистичности портрет князя — в момент, когда тот приплыл для переговоров с императором: Святослав сидел на веслах и греб вместе с приближенными, ничем не отличаясь от них. Он был среднего роста, не слишком велик, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, безбородый и с густыми, висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, и только с одной стороны свисал клок волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. Князь казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином. Одеяние князя было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой.

Святослав был неотделим от своей дружины, о которой много заботился и с мнением которой очень считался. Был он стойким язычником и на этой почве серьезно расходился с матерью. Ольга, когда приняла крещение, склоняла к тому же и сына, надеясь тем самым добиться распространения христианства на Руси. Но Святослав был непреклонен и матери отвечал: как он может один принять новую веру? А дружина? Она же станет смеяться над ним.

Летописец с явным осуждением отметил: Святослав продолжал жить по языческим обычаям, он не знал, что в беду впадет, ибо сказано: «Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет». Может быть, летописец намекал, что ранняя смерть Святослава была ему наказанием за непослушание .

С 964-го по 972 год Святослав проводит в походах, военных предприятиях, осадах и обороне городов и крепостей. Вся эта деятельность протекала за пределами Киевской Руси и словно бы прямо не была связана с ее интересами и заботами. Даже напротив, долгое отсутствие великого князя едва не стало причиной разгрома Руси. Печенеги осадили Киев и чуть не захватили Ольгу с внуками. Киевляне направили к Святославу послов со словами укора: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»

Страницы: 1 2 3

Легенда о проклятии библиотеки
Археологические тайны, а библиотека Ивана Грозного относится к разряду именно таковых, если они не поддаются разгадке на протяжении веков, конечно, обрастают легендами, суевериями, "знаками". Неспроста возникло упоминание о "слепоте", подстерегающей людей, почти нашедших разгадку и блуждавших где-то около библиотеки. ...

Социологический позитивизм
Социологический позитивизм - научный метод изучения права, который отвергает естественно-правовую методологию и философию права и изучает право как социальное явление. В центре внимания социологического позитивизма находятся взаимовлияние общества и права, механизм реализации правовых норм, социальный фактор, который влияет на право. По ...

Открытие Америки. Открытие Гренландии
Начало открытию европейцами Северной Америки положили в Х веке - за полтысячелетия до первой экспедиции Христофора Колумба - норманны (северные люди). Движение норвежских колонистов на запад, которое привело к открытию Гренландии, началось из Исландии. Невозможно, даже приблизительно установить, к какому времени относится первое известн ...