Белгородско-Харьковская наступательная операция (3 -- 23 августа 1943 г.).
Страница 1

Историческая летопись » Битва под Курском » Белгородско-Харьковская наступательная операция (3 -- 23 августа 1943 г.).

Белгородско-харьковский плацдарм обороняла 4-я танковая армия и оперативная группа "Кемпф". В их составе насчитывалось 18 дивизий, в том числе 4 танковые. Здесь противник создал 7 оборонительных рубежей общей глубиной до 90 км, а так же 1 обвод вокруг Белгорода и 2 -- вокруг Харькова.[31]

Замысел ставки ВГК заключался в том, чтобы мощными ударами войск смежных крыльев Воронежского и степного фронтов рассечь противостоявшую группировку противника на две части, в последующем глубоко охватить её в районе Харькова и во взаимодействии с 57-й армией Юго-Западного фронта уничтожить.

Войска Воронежского фронта главный удар наносили силами двух общевойсковых и двух танковых армий из района северо-восточнее Томаровки на Богодухов, Валки, в обход Харькова с запада, вспомогательный, также силами двух общевойсковых армий, из района Пролетарского в направлении на Боромлю, с целью прикрытия главной группировки с Запада.

Степной фронт под командованием генерала И. С. Конева главный удар наносил войсками 53-й и частью сил 69-й армий из района северо-западнее Белгорода на Харьков с севера, вспомогательный -- силами 7-й гвардейской армии из района юго-восточнее Белгорода в западном направлении.

По решению командующего Юго-Западным фронтом генерала Р. Я. Малиновского 57-я армия наносила удар из района Мартовой на Мерефу, охватывая Харьков с юго-востока.

С воздуха наступление войск Воронежского и Степного фронтов обеспечивали соответственно 2-я и 5-я воздушные армии генералов С. А. Красовского и С. К. Горюнова. Кроме того, привлекалась часть сил авиации дальнего действия.

Командование Воронежского и Степного фронтов для достижения успеха прорыва обороны противника решительно массировало силы и средства на направлениях своих главных ударов, что позволило создать высокие оперативные плотности. Так, в полосе 5-й гвардейской армии Воронежского фронта они достигали 1,5 км на стрелковую дивизию, 230 орудий и миномётов и 70 танков и САУ на 1 км фронта.[32]

В планировании использования артиллерии и танков имелись характерные особенности. Артиллерийские группы разрушения создавались не только в армиях, но и в корпусах, действовавших на главных направлениях. Отдельные танковые и механизированные корпуса предусматривалось использовать в качестве подвижных групп армий, а танковые армии -- подвижной группы Воронежского фронта, что было новым в военном искусстве.

Танковые армии планировалось вводить в сражение в полосе наступления 5-й гвардейской армии. Они должны были действовать в направлениях: 1-я танковая армия -- Богодулов, 5-я гвардейская танковая армия -- Золочев и к исходу третьего-четвёртого дня операции выйти в район Валки, Люботин, тем самым отрезав пути отхода харьковской группировки врага на запад.

Артиллерийское и инженерное обеспечение ввода танковых армий в сражение возлагалось на 5-ю гвардейскую армию.

Для авиационного обеспечения каждой танковой армии выделялось по одной штурмовой и истребительной авиационной дивизии.

В подготовке операции поучительным являлось осуществление дезинформации противника об истинном направлении главного удара наших войск. С 28 июля по 6 августа 38-я армия, действовавшая на правом крыле Воронежского фронта, умело имитировала сосредоточение крупной группировки войск на сумском направлении. Немецко-фашистское командование не только стало наносить бомбовые удары по районам ложного сосредоточения войск, но и держало на этом направлении значительное количество своих резервов.[33]

Особенностью являлось и то, что операция готовилась в ограниченные сроки. Тем не менее войска обоих фронтов сумели подготовиться к наступлению и обеспечить себя необходимыми материальными средствами.

3 августа после мощной артиллерийской подготовки и ударов авиации войска фронтов при поддержке огневого вала перешли в наступление и успешно прорвали первую позицию противника. С вводом в бой вторых эшелонов полков была прорвана вторая позиция. Для наращивания усилий 5-й гвардейской армии были введены в бой передовые танковые бригады корпусов первого эшелона танковых армий. Они совместно со стрелковыми дивизиями завершили прорыв главной полосы обороны противника. Вслед за передовыми бригадами были введены в сражение главные силы танковых армий. К исходу дня они преодолели вторую полосу вражеской обороны и продвинулись в глубину на 12 -- 26 км, тем самым разобщив томаровский и белгородский узлы сопротивления противника.[34]

Одновременно с танковыми армиями в сражение были введены: в полосе 6-й гвардейской армии -- 5-й гвардейский танковый, а в полосе 53-й армии -- 1-й механизированный корпуса. Они совместно со стрелковыми соединениями сломили сопротивление врага, завершили прорыв главной полосы обороны и к исходу дня подошли ко второй оборонительной полосе. Прорвав тактическую зону обороны и разгромив ближайшие оперативные резервы, главная ударная группировка Воронежского фронта с утра второго дня операции перешла к преследованию противника.

Страницы: 1 2 3

Спортивная наследственность от отцов к сыновьям
Не только доброй традицией, но и весьма желательным элементом хорошего тона считалась в аристократической семье агонистическая преемственность от отцов к сыновьям. Знаменитая спортивная наследственность никогда не ускользала от внимания зрителей и, разумеется, поэтов. Победитель-сын и победитель-отец в прямом смысле и переносном взаимно ...

Политика и управление
Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления. Последовательное Проведение принципа централизации рассматривалось как важнейшее средство укрепления самодержавия и противодействия расшатывающим его устои процессам. При Николае I создавалась продуманная си ...

"Объективный метод" преподавания - становление пропедевтики
Первая задача, которую пытались решить созданием ВХУТЕМАСа, это переориентация высшей художественной школы на предпочтительный выпуск художников для промышленности. Вторая задача, которую решили новой реформой художественного образования, это внедрение в обучение "объективного метода" преподавания. Новый метод преподавания, п ...