Буташевич-Петрашевский
1847 год.
Петербург. Опять раскрыто "тайное общество". Раскрыт "заговор идей", целый кружок "государственных преступников", которыми руководит чиновник Министерства иностранных дел Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский. Следствие, суд. И приговор - смертная казнь. Но в последний момент расстрел заменен каторжными работами в Нерчинске. После смерти Николая I Буташевич-Петрашевский был определен на поселение в Сибири и последние семь лет (с 1860 по 1866) провел в Енисейской губернии, а из них три с лишним года - в Красноярске (январь 1861 - март 1864). Он хотел навсегда остаться в нашем городе, где у него появилось много друзей, но енисейский губернатор Замятин побоялся оставлять в городе такого опасного человека. Годы ссылки и унижений не сломили Петрашевского, и он мужественно боролся с проявлениями несправедливости, которые чинили представители местной администрации, обличал беззакония и взяточничество, в котором был замешен и губернатор. Такого смутьяна опасно было иметь вблизи себя. Кроме того, боялся губернатор и связи Петрашевского с участниками польского восстания 1863 года, которых сотнями ссылали в Сибирь, в том числе и в Красноярск. Поэтому Петрашевского несколько раз пересылали из одного села в другое: сначала в Шушенское, потом в Верхний Кебеж, снова в Шушенское и, наконец, в глухое село Бельское Енисейского уезда. Здесь М.В. Буташевич - Петрашевский и умер.
Живя в Красноярске, Петрашевский добывал средства к существованию тем, что вел судебные дела, писал местным обывателям жалобы и прошения, так как обладал блестящими юридическими знаниями. В городе он пользовался большой известностью.
В 1862 году через Красноярск проезжал высланный в Сибирь поэт-революционер М.Л. Михайлов. М.В. Петрашевский встретился с ним. Они долго беседовали. На прощание Петрашевский воскликнул: "До свидания в парламенте!" - такова была его вера в преобразования, которые должны наступить в России. Они наступили, но спустя много лет. А пока в Сибирь шли и ехали политические ссыльные.
В 1863 году через Красноярск проследовал к месту ссылки Н.Г. Чернышевский.
Духовность
Лихолетье обусловило своеобразный вектор духовного развития общества. Отречение Николая II от престола стало ударом по религиозным верованиям народа, поставило под вопрос идею божественного происхождения царской власти, вызвало кризис идеологии. Этим обстоятельством было продиктовано решение Синода о выборе Патриарха Русской Церкви. 15 ...
Казахстан в эпоху
каменного века
Первые орудия, которые сделал человек, были из камня, и поэтому они дали название первому, наиболее продолжительному, периоду истории — каменный век. Существует следующая система периодизации каменного века, которая выглядит так, если двигаться от прошлого к настоящему: палеолит, который делится на нижний или ранний; средний (мустье) и ...
Первое упоминание
Первое упоминание содержится в "Житии Максима Грека". Максим Грек - образованный человек, полиглот, книжный знаток, подлинный ученый-энциклопедист. Светское имя его Михаил Триволис. Родился он в семье албанского воеводы. Молодость провел в Италии. Здесь на протяжении многих лет слушал лекции в высших школах Болоньи, Падуи, Мил ...