Предпосылки возникновения СмутыСтраница 1
«…Смута наша богата реальными
последствиями, отозвавшимися на
нашем экономическом строе, на
экономической жизни ее потомков».
С.Ф. Платонов
К XVI веку сложилось Российское централизованное государство и продолжилось формирование феодальных отношений. Такой тип централизации неизбежно сопровождался внутренними конфликтами, которые нередко, в условиях отсутствия гражданских свобод и неразвитости государственных институтов, принимали кровавые формы. События рубежа XVI-XVII вв. получили, с легкой руки современников, название «Смутное время».
Смутой называют этап в развитии Российского государства, который характеризуется системным кризисом, охватившим страну в начале XVII века.
В дореволюционной историографии под Смутой понималось « общее неповиновение, раздор меж народом и властью».
Современники событий, церковная историография первопричину Смуты искали в духовной сфере. С этой точки зрения, Смута – кара за безбожную жизнь и, одновременно, дар, чтобы дать народу «явить силу своей веры».
Первая цельная концепция смутного времени принадлежит В.О. Ключевскому, который рассматривал прекращение династии как повод к смуте и искал ее причины в сложном политическом и социальном кризисе. Согласно схеме Ключевского, в смуте « последовательно выступают все классы русского общества, как были размещены по своему сравнительному значению в государстве на социальной лестнице чинов. На вершине этой лестницы стояло боярство: оно и начало смуту». Затем пришла очередь дворян, а потом и низов.
Ключевский основное внимание уделил социальным моментам. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости, когда шла борьба между всеми сословиями за баланс обязанностей и привилегий. Он отмечал: « смутное время можно назвать поворотной эпохой в нашей истории. Самое глубокие и прочные основы государственного порядка поколебались, государи быстро сменялись или друг с другом боролись; некоторое время страна оставалась совсем без государя, общество распалось на враждебные друг другу классы».
С. Ф. Платонов сформулировал концепцию причин и сущности смуты, в основе которой лежал социальный кризис, а не борьба внутри господствующего класса. Соловьев С. М. считал причины Смуты в падении народной нравственности, явившейся результатом столкновения новых государственных на начал со старыми, кроме того, считал, что другой причиной Смуты является чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями. Другой историк – Аксаков К. А. рассматривал Смуту как случайное явление, коснувшееся лишь тех людей в государстве, которые боролись за власть.
В советской историографии термин «смута» был отброшен. Этот период стал определяться как крестьянская война под предводительством И. Болотников и иностранная интервенция в России. В настоящее время термин фактически возрожден в современную историографию.
Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических, международных отношений в конце правления Ивана IV и при его приемниках. Одним из проявлений сложившейся ситуации был кризис государственности, который привел к бесконечной смене правителей России, которая сопровождалась острой политической борьбой, появлением самозванцев, альтернативных форм правления. В результате огромных затрат на Ливонскую войну (1558- 1583) г. и разорения страны в ходе установления авторитарной власти в период опричнины страна попала тяжелейший экономический кризис, когда происходила убыль тяглового населения, а феодальный и налоговый гнет увеличивался. Этот кризис получил название «порухи 70-80 годов XVI века». Запустели наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад страны (Псков и Новгород). Часть населения разбежалась, другая – погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Более 50% пашни (а местами до 90%) оставалась необработанной. Многие помещики, не говоря о крестьянах, бедствовали. Резка возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. В 1570-1571 года по стране прокатилась эпидемия чумы. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод.
Политико-правовое учение М. Вебера
Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение. всё многообразие человеческой культуры. В отл ...
Войны Фридриха Барбароссы с Ломбардской лигой
В 1166 г. Барбаросса с большим войском направился, уже в четвертый раз, за Альпы с целью подавить зарождавшийся союз городов и изгнать из Рима папу Александра III, чтобы посадить на его место своего ставленника—антипапу Пасхалия III. Немцы заняли Ломбардию, а затем и Рим. Александр III бежал на юг под защиту своего союзника и вассала ко ...
Деятельность Савинкова до начала «польской кампании»
В данной главе нашей работы мы хотели поговорить о нескольких событиях, предшествовавших началу польской кампании Савинкова. Хронологически мы ограничиваем этап, о котором будем говорить следующими рамками: июль 1918 г. (восстания на Севере России) – январь 1920 (приглашение старого школьного друга Савинкова Ю. Пилсудского о приезде его ...