Проблемы судостроения в современных условиях

Историческая летопись » История возникновения судостроения » Проблемы судостроения в современных условиях

Переход отечественной судостроительной промышленности к работе в условиях рыночной экономики оказался сложным и болезненным процессом, который вызвал ломку привычных управленческих структур и взаимоотношений как между предприятиями отрасли и заказчиками, так и между судостроительными заводами и предприятиями других отраслей, поставляющими сырье и комплектующие изделия для судостроения.

Сложившаяся более 70 лет назад и достаточно четко функционировавшая система пятилетнего планирования строительства судов и плавсооружений обеспечивала предприятиям отрасли практически полную загрузку с конкретным указанием количества судов того или иного назначения, которое должно быть построено в каждый год пятилетки. При этом особых забот с финансированием предприятий не возникало, поскольку строительство судов практически полностью обеспечивалось из госбюджета.

Строившиеся на заводах отрасли суда были ориентированы главным образом на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Их характеристики выбирались с учетом особенностей эксплуатации под отечественным флагом. Поскольку спрос на суда и плавсредства в зависимости от их типа удовлетворялся предприятиями бывшего Минсудпрома всего лишь на 30-50%, т. е. работа судостроительных предприятий шла в условиях неудовлетворенного спроса на их продукцию, производитель (судостроительные предприятия) достаточно жестко диктовал свои условия потребителю и делал так, как было выгодно ему. Отсутствие конкуренции и монополизация производства судов и плавсредств в условиях постоянно неудовлетворяемого спроса не способствовали разработке новых проектов судов, применению при их создании новых технических решений, а также созданию и применению на судах нового, отвечающего современным требованиям комплектующего оборудования.

После отказа от централизованного планирования и госбюджетного финансирования в связи с переходом к рыночной экономике у отечественных судостроительных предприятий возникли совершенно новые проблемы, а именно: необходимость поиска заказов на постройку судов и плавсредств; переориентация технологии и организации производства судов с крупносерийного строительства на строительство малыми сериями и единичных судов с возможностью быстрого перехода от постройки одного типа судна к другому, с доведением сроков и качества постройки судов до уровня, достигнутого в передовых судостроительных странах; изменение сложившейся системы разработки проектной документации с переходом на принятую во всем мире систему: предконтрактное предложение - контрактный проект - рабочая документация, с учетом пожелания заказчика классификационному обществу, на класс которого должно быть построено судно; финансовое выживание в условиях жесткой конкуренции на внутреннем и мировом рынке. Поиск заказов - новая проблема для отечественного судостроения - включает необходимость изучения спроса на суда на внутреннем и мировом рынках, готовность строить именно те суда, которые пользуются спросом, в те сроки, которые удовлетворяют заказчика, и строить их так, чтобы они были конкурентоспособными на рынке, как по техническим решениям, так и по экономическим параметрам.

Наиболее сложной задачей для российских судостроительных предприятий стало создание условий для финансового выживания, одним из элементов которого является организация финансирования строительства судов. Все эти новые для нас проблемы давно решены в зарубежном судостроении.

Крах идеологии. Вторая Мировая война и поражение Третьего Рейха
Спустя чуть больше недели после заключения между Германией и СССР договора о ненападении Гитлер напал на Польшу. "На рассвете 1 сентября 1939 г. вермахт взломал польскую границу и развернул широкое наступление. Через 17 дней с Востока в Польшу вошла Красная Армия. <…> Вопреки ожиданиям Гитлера, западные державы не отступили, ...

Живскульптарх и ВХУТЕМАС
В мае 1919 года группа молодых архитекторов, недовольных неоклассикой и искавших новые пути развития архитектуры на путях взаимодействия с левым изобразительным искусством, вступив в творческий контакт с известным скульптором - кубистом Б. Королевым, создает при Отделе ИЗО Наокомпроса Комиссию по разработке скульптурно - архитектурного ...

Несостоятельность программы Горбачева. Крах политического курса М.С. Горбачева
В этой главе мы попытаемся ответить на вопрос, почему провозглашенная М.С. Горбачевым перестройка, получившая на первых порах всенародное одобрение, обернулась острейшим кризисом, поставившим Президента СССР на грань политического краха, а страну ввергла в катастрофу, из которой еще только предстоит найти выход? Но этого может и не случ ...