Переход от родовой к соседской общине

Историческая летопись » Зарождение экономики » Переход от родовой к соседской общине

Усложнение деятельности проявляется и в усовершенствовании орудий труда: появляются примитивные прялка, мотыга, плуг, жатвенные ножи и серпы. Возможность получения регулярного продукта приводит к изменению организационных форм человеческой деятельности. В рамках неолита осуществляется переход от родовой общины к соседской. При этом сокращение человеческих коллективов может рассматриваться и как адаптация к "плохим годам", когда источники пищи становятся скудными и отсутствуют долговременные источники связи и возможности сохранения пищи.

Кочевой образ жизни охотников, рыболовов и собирателей пищи сменяется оседлым хозяйством земледельцев и скотоводов, что наряду с увеличивающейся плотностью населения и специализацией общин ведет к усилению территориальных связей, основанных на взаимном обмене результатами труда и взаимном признании прав владения отдельных общин на земли, другие угодья и имущество. Возникает соседская община, при этом род преобразуется в патронимию, или клан, родственную группу, состоящую из отдельных семейных общин. Основная ячейка соседской общины — семейная, или домовая община, численность которой уменьшается в процессе исторического развития от 300 до 15 человек. Общее управление делами принадлежит семейному совету, избирающему (неофициально) главу семьи, обычно старшего мужчину, являющегося полномочным представителем ее во всех отношениях, внутренних и внешних. Дети в малолетстве находятся в ведении женщин общины. Мальчики с возрастом переходят в распоряжение главы семьи, девочки — старшей женщины. Все трудятся в меру своих способностей, получают по возможности. Таким образом, в большой семье долго сохраняются первобытные (т.е. коммунистические) отношения, присущие родовой общине, хотя и несколько видоизмененные.

Разрастаясь, домовая община разделяется на семьи, состоящие поначалу минимум из трех поколений. Но проникновение в общинные отношения специализации и отношений товарного обмена учащают сегментацию, размер отделяющихся семей сокращается до двух поколений. Такая индивидуализация представляет собой не какое-то отвлеченное психологическое явление, а прямое выражение развития производственных отношений, дальнейшего обособления, как объекта, так и субъекта собственности.

Оказавшись внутри соседской общины, крупные родственные и хозяйственные единицы перестают быть обусловленными экономической необходимостью. Они уступают место малым семьям. Члены соседской общины начинают воспринимать себя и друг друга не только как родичей и соплеменников, а в первую очередь, как жителей данной деревни.

Благосостояние семейных хозяйств далеко не безразлично для общины в целом, поэтому ее администрация следит, чтобы они не расстраивались, и вмешивается, если появляется такая необходимость.

История и география в трудах Б. А. Тураева
Б. А. Тураев писал, что не имеет большого значения всякого рода «суждения по так называемому народному характеру (в этом особенно повинен Ренан). Не говоря уже о малой разработанности народной психологии, мы видим примеры различий в характере среди отдельных частей отдельной расы, но и одного племени. Нельзя забывать также, что географи ...

Черты феодализма в удельном строе северо-восточной Руси XIII-XV веков; раздробление государственной власти.
Итак, удельные княжества и по размерам, и по характеру владения и пользования ими близко подошли к крупным вотчинам частных владельцев и церковных учреждений, а с другой стороны, крупные владельческие вотчины близко подошли к княжествам, ибо владельцы их приобрели политические права над населением своих имений. Таким образом, в политиче ...

Казахстан в эпоху каменного века
Первые орудия, которые сделал человек, были из камня, и поэтому они дали название первому, наиболее продолжительному, периоду истории — каменный век. Существует следующая система периодизации каменного века, которая выглядит так, если двигаться от прошлого к настоящему: палеолит, который делится на нижний или ранний; средний (мустье) и ...