Искусственные пещеры и период матриархата.
Древнейшими жилищами, где человек нашел себе первый приют, были естественные пещеры. После долговременного проживания в них и после овладения техникой изготовления более усовершенствованных каменных орудий человек стал вносить кое-какие изменения в первоначальный облик своего древнего убежища. Здесь он рыл ямы и углубления для хранения съестных припасов и для других нужд. Выполнить такую работу пещерным жителям удалось не только потому, что они уже имели более усовершенствованные орудия, но и благодаря тому обстоятельству, что почти все естественные пещеры Азербайджана в свое время образовались в скалах мягкой породы. Постепенно человек овладел и более сложной техникой рытья.
В неолитическую эпоху, когда первобытные роды окрепли и хозяйственно усилились, люди, помимо расширения своего старого убежища, стали рыть себе новые жилища, отличавшиеся от прежних более развитой формой и некоторыми удобствами. Так вошел в быт новый вид убежищ – искусственная пещера. Большинство из сохранившихся на территории Азербайджана искусственных пещер устроено, повидимому, позднее неолита, но не исключено возможность и того, что часть их относится к более глубокой древности.
Искусственных пещер в Азербайджане довольно много. Они обнаружены в переделах Ширвана, в частности в окрестностях СС. Маразы, Маразали-Дерекенд, сунди и др. На Малом Кавказе они встречаются в ущельях, в которых протекают рр. Бергюшадчай и Акарачай, близ СС. Караджалы, Мурадханлы и Али-Гулу-Ушаги в Кубатилинском районе, где их называют «каһа», или «даран». Искусственные пещеры во многих случаях расположены недалеко друг от друга, а иногда и рядом, имея вид поселения. Наличие искусственных пещер в тесном соседстве с естественными свидетельствует прежде всего о том, что названные пункты были населены еще в древнейшие времена, причем аборигены вначале жили в естественных пещерах.
Появление новых видов орудий труда не только дало возможность первобытному человеку иметь более благоустроенное жилище, по сравнению с естественной пещерой, но и улучшило его материальное благосостояние.
Эти орудия способствовали дальнейшему развитию хозяйства материнского рода, где господствовала женщина-мать. Она заботилась о благосостоянии членов своего рода, следила за огнем очага, занималась примитивным земледелием. Землю сперва разрыхляли заостренной палкой, а с течением времени каменной мотыгой[23]. Сеяли вначале просо и ячмень, а в дальнейшем и пшеницу. Женщина работала дома, готовила пищу, шила одежду, изготовляла посуду для хранения съестных припасов и варки пищи, а также участвовала в охоте и рыбной ловле. Мужчина ходил в основном на охоту и рыбную ловлю, участвовал в боях с соседними родами и племенами, изготовлял орудия и оружия. Таким образом, увеличились запасы съестного. Теперь человек стал более обеспеченным, чем в эпоху палеолита.
Все это привело к тому, что в жизни рода возникли новые трудовые и общественные отношения. Чисто естественным путем между женщиной и мужчиной произошло первое разделение труда. Каждый из них был хозяином в своей области: мужчина – в лесу, женщина – дома. Каждый являлся собственником изготовленных и употребляемых им орудий: мужчина – владельцем оружия, охотничьих и рыболовных принадлежностей, женщина – домашней утвари. Домашнее хозяйство велось на общественных началах. То, что делалось и использовалось совместно, составляло общую собственность: дом, огород и др.[24].
Первые попытки передела мира
Впрочем, в преддверии первой мировой войны локальные военные конфликты вспыхивали не раз, и некоторые из них грозили обернуться «большой» войной.
В скоротечной американо-испанской войне (1898) США быстро разгромили некогда самую сильную державу в Западном полушарии. После победы над Испанией США впервые нарушили доктрину Монро: они ото ...
Детство Ивана
После смерти великой княгини Елены Глинской власть перешла в руки членов семибоярщины, поспешивших расправиться с князем Овчиной. Опекуны были единодушны в своей ненависти к временщику. Но их согласию вскоре пришел конец.
С гибелью Андрея Старицкого старшим среди опекунов стал князь Василий Васильевич Шуйский. Этот боярин, которому ...
Мехоторговля как основа первых связей
Этот вывод, прежде всего, строится на оценке характера первоначальной реакции индейцев на появление европейцев. Коренные жители в большинстве своем проявляли доброжелательность и желание торговать, оказали помощь продуктами, средствами передвижения. Пришельцев восприняли как гостей, а не как возможных постоянных поселенцев. Что касается ...