Место казацкой старшины в социальной структуре страны

Историческая летопись » Последствия объединения Украины с Россией » Место казацкой старшины в социальной структуре страны

В ходе войны произошли важные изменения в положении социальной группы казачества — старшины. Расширились социальные источники формирования и социально-политический статус. Если раньше она происходила преимущественно из зажиточных кругов казачества и мелкой шляхты, а в годы войны ситуация несколько изменилась. Ясное дело, среди старшины продолжала оставаться часть землевладельцев, которые до войны получили небольшие хутора, земельные угодья, пасеки. Такие владения имели Хмельницкий, Кричевский, Лесник, Вешняк, Джеджалий, Тетеря и другая старшина, которая раньше занимала командные должности в реестровом казацком войске. Хотя они и считались привилегированным слоем, но в действительности целиком зависели от польско-магнатской верхушки, а по экономическим возможностям немногим отличались от зажиточного казачества. Такая старшина не имела крепостных, а поэтому и не принадлежала к феодалам, ее хозяйство было натуральным по своему характеру или же не выходило за пределы мелкотоварного производства.

Другую группу старшины составляли выходцы из народных низов, которых волна восстания вынесла на командные должности в повстанческом войске. Такими были полковники Кривонос, Тишина, Небаба, Пободайло и др. Немало представителей народных низов очутилось среди сотенной старшины.

Экономическое выделение старшины из массы казачества происходило традиционными для переломных моментов истории способами. В первую очередь, это перераспределение земельных и имущественных богатств прежних владельцев. Подобная картина наблюдалась в Украине уже в первые военные годы. В августе 1649 г. брянский воевода сообщал в Малорусский приказ, что «черкасские полковники» и сотники «ныне владеют темы городы и уезды и всеми шляхетскими домы и животы». Бесспорно, воевода преувеличивал процесс перехода собственности польских магнатов и шляхты к рукам казацкой старшины. Здесь может идет речь о земельных угодьях, разных предприятиях, но никак не о населенных пунктах, то есть не о людях. Обстановка к тому времени была настолько напряженной, что наименьшая попытка административного аппарата возродить прежние порядки неминуемо вызывала бы вооруженное сопротивление народных масс, которые только что лишились гнета крепостника. Общенациональные интересы освобождения Украины от польско-шляхетского господства диктовали гетманско-старшинской администрации необходимость отказаться на определенное время от неотложного превращения казацкой старшины на традиционных феодалов.

Нет данных о земельных пожалований гетмана старшине в первые годы освободительной войны. В 1651 г. полковник Черниговского полка «пожаловал» О. Силичу нивы Топольевщины, Кондратьевщины и Сенькевщины на том основании, что они длительное время не обрабатывались и на них никто не заявлял прав. И.П. Крипьякевич считает, что Хмельницкий выдал приблизительно 20 универсалов старшине на владение старыми или же новыми селами. Но, во-первых, абсолютное большинство их датировано 1654— 1657 гг., когда обстановка существенно изменилась, и, во-вторых, они не давали землевладельцам возможности возобновить в ближайшее время хозяйство на основе эксплуатации зависимой рабочей силы.

Хоть гетманско-старшинская администрация и не отваживалась на законодательное закрепление собственнических прав казацкой старшины, но в отдельных случаях реальная действительность шла вразрез с официальной политикой правящих кругов. Феодализация казацкой старшины началась раньше, чем были приняты соответствующие законодательные акты. И это закономерно, если учесть, что они, как правило, фиксировали отношения или явления, которые уже установились в обществе. Не ожидая гетманских пожалований, отдельная зажиточная старшина начала осторожно выражать собственнические устремления относительно крестьянства. В этом проявлялись извечные традиции отношений между владельцем средств производства и непосредственным производителем, а также влияние господствующих феодальных отношений из соседних Украине земель.

Количество наемной рабочей силы у старшины определялось размером ее хозяйств. При условиях частых военных походов в соответствии с «Мартовскими статьями» 1654 г. поместье с зависимым населением получал только Хмельницкий, которому передавался во владение Чигирин. Казацкая остальная старшина должна была получить либо денежное вознаграждение, либо мельницы — самое доходные в то время предприятия. То есть основной документ, который определял условия пребывания Украины в составе России, юридически не закреплял создания старшинской земельной собственности феодального типа. Такое явление стало возможно лишь в результате сильных антифеодальных настроений трудящихся масс, с которыми должны были считаться правящие круги. Но объективное развитие социально-экономической и политической жизни обусловило появление старшинской феодальной земельной собственности даже вне воли гетмана. Так, находясь в марте 1654 г. в Москве, генеральный судья С. Зарудный и переяславский полковник П. Тетеря выпросили себе у царя соответственно Старый Млиив и Смелую с их жителями и землями. Показательно, что сделано это было секретно от Б. Хмельницкого и всего Войска Запорожского. Побаиваясь расправы и гетмана, и народа, С. Зарудный и П. Тетеря закопали только что полученные царские грамоты в землю, так и не осмелившись их обнародовать.

Второй этап войны
М.И.Кутузов принял решение оставить Москву ради спасения армии. 14 сентября войска и большинство жителей покинули город. 15 сентября в нее вступила Великая армия. Оставив столицу, русская армия по Рязанской дороге дошла до Москвы-реки, перешла на правый ее берег и, круто свернув на запад, двинулась на Подольск и далее на старую Калужск ...

Христианство на Руси до крещения князя Владимира.
Наиболее могучим фактором объединения для Руси послужило христианство. Киевский князь Владимир Святославич принял христианство в 988 г. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства всею Русью и торжественное упразднение языческого культа на Руси. Языческие верования наших предков вообще малоизвестны. Как и все арийцы, ...

Духовная культура полиса
В полисах сформировалась и своя система духовных ценностей. Прежде всего своеобразное социально-экономическое, политическое и культурное устройство, сам полис греки считали высшей ценностью. По их мнению, лишь в рамках полиса можно существовать не только физически, но и вести полнокровную, справедливую, нравственную жизнь, достойную чел ...