Социальная политикаСтраница 1
В социальной политике самодержавие преследовало цель укрепления позиций дворянства — главной своей опоры, но вместе с тем делало и уступки нарождающейся буржуазии, преимущественно в экономической сфере.[5, c.51] Процесс обеднения дворянства в связи с ростом дробления дворянских имений, задолженности в Опекунском совете и в других кредитных учреждениях грозил этому "первенствующему сословию в империи" утратой своих прежних позиций, что в конечном счете подрывало социальную базу самодержавия. Был принят ряд мер для улучшения материального положения дворянства: обедневшие дворяне наделялись землями из государственного земельного фонда, им выдавались на льготных условиях денежные ссуды на хозяйственные нужды, дети дворян бесплатно принимались в специальные дворянские военные и гражданские учебные заведения, дворянам давались преимущества при чинопроизводстве. С целью сохранения крупных помещичьих имений от раздробления в 1845 г. был издан закон о "майоратах". Суть его заключалась в том, что владельцам имений свыше 1000 душ разрешалось объявлять их "заповедными". Они целиком передавались по наследству старшему сыну в семье, а не дробились между другими наследниками. Закон носил рекомендательный характер, поэтому им воспользовались лишь немногие из крупных помещиков: к моменту отмены крепостного права существовало всего 17 майоратов. После издания в 1722 г. петровской Табели о рангах, позволявшей получить дворянское достоинство путем выслуги по достижении определенного ранга (чина), удельный вес такого дворянства по отношению к родовитому составил к 1825 г. 52%. Поэтому еще Комитет 6 декабря 1826 г. предлагал предоставлять дворянское достоинство не за выслугу, а царским пожалованием за особые заслуги. Однако решиться на эту меру правительство не могло, ибо она привела бы к превращению дворянства в замкнутую касту, причем независимую от власти. Был избран путь ограничения числа лиц, получавших статус дворянина через выслугу. В 1845 г. был издан указ о новом порядке приобретения дворянства. Если раньше личное дворянство приобреталось с 12-го ранга, а потомственное — с 8-го, то по закону 1845 г. личное дворянство предоставлялось по достижении 9-го ранга, а потомственное — 5-го. Была принята еще одна мера с целью ограждения дворянского сословия от притока в него представителей из других сословных групп (купечества, духовенства, разночинцев). 10 февраля 1832 г. был издан Манифест о почетном гражданстве двух категорий — потомственном и личном. Первое присваивалось по рождению детям личных дворян и церковнослужителей, имевших образовательный ценз, ученым и художникам, имевшим ученые степени и звания, а также по особому ходатайству купцам первой гильдии, если они пребывали в ней не менее 20 лет либо получили чин или орден. Во вторую категорию включались дети церковнослужителей, не имевших образовательного ценза, и лица, окончившие университеты или другие высшие учебные заведения, а также получившие по службе чины, еще не дававшие права на личное или потомственное дворянство. Почетное гражданство давало ряд привилегий.
Мелкопоместные дворяне участвовали в выборах через уполномоченных: сначала
они "складывались" в группы, составлявшие в совокупности полный
имущественный ценз, и каждая группа избирала своего уполномоченного
депутата на дворянский уездный съезд. Уездные и губернские депутатские
дворянские собрания созывались один раз в три года: уездное выбирало
уездного предводителя (председателя собрания) и одного депутата в
губернское собрание, а губернское — губернского предводителя.
Ранее дворянские депутатские собрания занимались вопросами ведения
родословных книг, выдачей дворянам грамот и свидетельств о внесении их
родов в губернские родословные книги, наложением опеки на имения за
неуплату долгов, "злоупотребление помещичьей властью" над крестьянами, а
также в случае малолетства владельцев. По "Положению" 1831 г. дворянские
губернские собрания получали право делать "представления" (т. е. направлять
ходатайства) правительству как о своих дворянских нуждах, так и по вопросам местного управления.
Вместе с тем дворянским корпоративным органам управления самодержавие
стремилось придать чиновничье-бюрократический характер, тесно связанный с
местной правительственной администрацией. Сама служба в дворянских
собраниях стала приравниваться к государственной. Кроме того, в их
деятельности не допускалось никакого политического элемента. Дворянские
уездные и губернские собрания были поставлены под еще более бдительный
контроль со стороны губернских и уездных властей: по сути дела они
превратились в своеобразный придаток к местному бюрократическому аппарату,
К. Маркс и Ф.Энгельс о государстве и праве
Марксизм сложился как самостоятельная доктрина в 40-х гг. XIX в. Маркс писал, что решающие пункты нового мировоззрения были впервые научно изложены в работе "Нищета фил-фии" и в "Манифесте коммунистической партии".
Пол-ко-правовая теория Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса {1820—1895) складывалась в процесс ...
Формирование оппозиции.
С самого начала существования Июльской монархии по отношению к ней сложилась политическая оппозиция.
Умеренные либералы во главе с О. Барро выступали за расширение избирательных прав, сокращение государственных расходов.
Умеренные республиканцы во главе с А. Моррастом настойчиво требовали установления республики в стране, создания усл ...
Страны Азии в начале XX в.
К концу нового времени на азиатском Востоке сложилась своеобразная ситуация. Китай и Япония во имя сохранения самобытности местных культурных традиций вплоть до середины XIX в. сознательно закрывали свои границы от европейского влияния, полагая, что оно не может принести ничего, кроме вреда. Это едва не привело к катастрофе.
Когда в се ...