Феодальное землевладение в законодательстве первой половины XVII в.
Страница 1

Историческая летопись » Сословная политика царского самодержавия » Феодальное землевладение в законодательстве первой половины XVII в.

В начале XVII в. класс феодалов достиг больших успехов в отношении своей консолидации. Древняя феодальная знать, претерпевшая сильные потрясения, продолжла отступать перед дворянством, все более закреплявшем за собой господствующее положение во всех сферах жизни. Оно все в большей степени овладевает основным богатством страны – землей за счет захвата черных и дворцовых земель. Средством для поземельного устройства дворянства был новый вид землевладения, выработавшийся в московском государстве и получивший название поместного. Эта поместная система была выражением военно-поземельного устройства служилых людей и была тесно связана с вотчинным землевладением.

Напомню, что в московском государстве поместьем в отличие от вотчины (наследственной поземельной собственности) назывался участок казенной земли, данный служилому человеку во временное владение под условием службы и как средство службы. То есть под “поместьем” понимается условное землевладение. Правило “служить по земле” привело к другому, обратному – владеть землей по службе. Согласно с этим правилом поместьем наделялись безвотчинные или маловотчинные служилые люди. Это испомещение не только вело новых землевладельцев в ряды старых местных вотчинных обществ, но и создало в продолжении XVII в. одно за другим новые уездные землевладельческие общества, на которые падала обязанность защищать ближайшие к ним границы государства.

В конце XVI и начале XVII вв. садились служилые люди “вновь на диких полях”[84], где было чрезвычайно мало, в иных местах даже совсем не было крестьян, служилые люди были здесь первыми поселенцами со своими дворовыми людьми. Они рассаживались не одинокими помещичьими усадьбами, а огромными сплошными укрепленными селениями и почти все жили “однодворною”, то есть имели только свои собственные дворы, не имея дворов крестьянских. Для них земля была почти единственным обеспечением. Ко времени М.Ф.Романова относится чрезвычайно многообразное законодательство, целью которого было ограничить и стеснить обращение земель между различными группами служилых людей. Указ 27 августа 1618 г. устанавливал общие правила, которыми надлежало руководствоваться при определении судьбы поместий служилых людей, которые погибли на войне. Эти поместья следовало передавать семье погибшего, а при их отсутствии его родственникам “мимо их детей, вдов и матерей, мимо родства и “племени” и “мимо того города”, никаким людям не отдавати”[85]. Кроме того, постановление о сохранении поместного фонда уезда помогло уездным дворянам хащитить поместье от захватов крупных феодалов.

Однако, законодательство царствования Михаила Федоровича о служилом землевладении носило консервативный характер, было запоздалым, по словам Новосельского, противоречившим ясно намечавшимся тенденциям экономического и социального развития русского государства в XVII в. и поэтому обреченные на неуспех.[86]

Были две основные причины, которые определили неудачу попытки сохранить старую структру феодального класса:

1. Под воздействием развития товарно-денежных отношений в XVII в. менялся характер служилого землевладения. Поместье постепенно теряло свойственные ему специфические черты условного землевладения и сближалось с вотчиной. Однако правительство желало удержать за поместьями значение государственной земли и заботилось, чтобы земля не выходила из службы и одеовременно царизм придавал поместьям частный и родовой характер. Правительство вводило наследование басовых линий и не отказывалось утверждать частные сделки относительно поместий. Таким образом, оно старалось сравнять вотчину с поместьем, чтобы одинакого облагать их государственной службой: “дабы земля из службы не выходила”.[87] Происходила перестановка феодального землевладения между различными категориями дворянства.

2. Старый чиновничий строй клана феодалов в результате внутренней борьбы различных его прослоек между собой упрощался и отмирал. Сближение поместья с вотчиной представляет собой одну из самых характерных черт истории феодального емлевладения XVII в., расширение прав распоряжения поместным, стирание граней между поместьем и вотчиной, поглощение поместного землевладения вотчинным означали крупный успех дворянства по укреплению собственности на землю. Об этом свидетельствуют источники, например, указ от 10 февраля 1618 года гласит о порядке восстановления крепостей на вотчины, отражает классовые интересы феодалов, стремившихся закрепить свои права на землю и крестьян.[88]

Страницы: 1 2 3

Китайский культ правителя
Суть особенностей формирования китайского культа правителя, по мнению М.Е. Кравцовой, состоит в том, что официальная религиозная традиция древнего и имперского Китая концентрировалась преимущественно вокруг не культов божественных персонажей, а культа правителя, который до начала XX в. исчерпывал собою официальную идеологическую систему ...

Таджикистан
С 1929 по 1991 Таджикистан входил в состав СССР как одна из союзных республик (Таджикская Советская Социалистическая Республика). Независимость страны была провозглашена 9 сентября 1991, однако фактическое отделение произошло после распада СССР в декабре 1991. Республика Таджикистан, государство в Центральной Азии граничит с Узбекистан ...

Торговля
Месопотамия сильно зависела от международной торговли, ибо импортировала основные виды сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и т. п. Предметами месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а также, вероятно, хлеб и растительное масло. К моменту создания Законов международная торговля в Месопотамии имела уже тысячелетние тради ...