Захват земель пруссов Тевтонским орденом

Феодальное государство в Германии » Захват земель пруссов Тевтонским орденом

Наряду с захватом Восточной Прибалтики в XIII в. немецкие рыцари завоевали также земли пруссов между нижним течением рек Вислы и Немана. Пруссы, у которых сохранялись еще патриархальный общественный строй и языческая религия, достигли значительного уровня хозяйственного развития и вели торговлю с литовцами, поляками и русскими. Они упорно сопротивлялись всяким попыткам распространения в их землях христианства, так как видели в нем угрозу чужеземного порабощения. В 1215 г. папа Иннокентий III объявил крестовый поход против пруссов, но этот поход окончился провалом. Тогда для покорения упорствующих язычников мазовецкий князь Конрад пригласил Тевтонский орден, основанный в конце XII в. в Палестине и пытавшийся уже укрепиться в Семиградье. Этот польский князь жестоко просчитался в своей ставке на тевтонских рыцарей. Завоеванная страна стала их добычей.

Получив от мазовецкого князя в лен Хельминскую область и укрепившись на Висле, рыцари начали истребительную войну против пруссов. В течение нескольких лет они завоевали почти всю прусскую землю. Но пруссы не покорились и поднимали восстания против завоевателей, уничтожая их войска и восстанавливая свою языческую веру. Рыцари массами истребляли пруссов, цветущая страна (область Зюдау в Пруссии) "была превращена в пустыню, на месте деревень и возделанных полей появились леса и топи, жители были частью перебиты, частью уведены, частью вынуждены выселиться в Литву". Только в конце XIII в. сопротивление пруссов было окончательно сломлено. Все захваченные земли стали собственностью Тевтонского ордена, население подвергнуто жестокой эксплуатации.

Пруссия, как и славянские земли, подверглась колонизации. Пруссов изгоняли из лучших земель, чтобы поселить на них колонистов. В городах пруссам разрешалось проживать только на положении слуг и чернорабочих. В целом немецкая колонизация проходила в Пруссии медленно. К концу XIV в. немцы не заселили и половину ее территории. Однако через несколько столетий колонизация и насильственное онемечение пруссов привели к тому, что эта область стала совершенно немецкой.

В 1237 г. при посредничестве папы произошло объединение Тевтонского ордена с орденом меченосцев, разбитым незадолго перед тем литовцами и земгалами. Образовалось обширное государство ордена, включившее почти всю Восточную Прибалтику. Используя тяжелое положение Руси в результате монголо-татарского нашествия, орден предпринял вторжение в русские земли. В 1242 г. произошла историческая битва на Чудском озере, в которой "псы-рыцари" потерпели жестокое поражение от новгородцев и вынуждены были навсегда отказаться от дальнейшего "натека на восток". Разгром крестоносцев воодушевил пруссов и эсгов, которые с новой силой поднялись на борьбу с захватчиками. Па помощь ордену снова пришел папа, объявивший крестовый поход против восставших. Восстание было жестоко подавлено.

В 1343 г. вспыхнула крестьянская война в земле эстов. Датские феодалы не могли с ней справиться собственными силами, па помощь им пришел орден, оккупировавший Эстонию. Вскоре после этого владения Дании в Эстонии были проданы датским королем ордену.

В то же время орден расширил свои границы на западе. В 1308 г. он захватил Гданьск и затем все Гданьское (Восточное) поморье. Теперь владения ордена простирались от Помераннн (Поморья) до Финского залива, прерываясь только в области жмуди. Польша была отрезана от моря. Орден готовился к захвату земель жмуди. Взаимные интересы обороны от агрессии ордена побудили Польшу н Литву заключить унию (1386 г.). Когда в 1410 г. рыцари начали новую войну, польско-литовские и русские войска нанесли им жестокое поражение при Грюнвальде, от которого они уже не смогли оправиться. В 1466 г. после новой неудачной войны с Польшей орден признал вассальную зависимость от польского короля.

Греко–персидские войны
Греко-персидские войны, сплотившие греков перед лицом единого врага, стали не только переломным моментом в истории Эллады. Это было первое столкновение Востока и Запада, двух цивилизаций, двух мировоззрений, двух способов существования человеческого общества. В противовес деспотической Персидской империи, где все подданные были подчинен ...

Этико-политическое учение Конфуция
В китайской истории период правления Чжоуской династии считается едва не идеальным временем в жизни людей и государства, когда все жили в достатке и каждый «знал своё место». Как сказал бы Конфуций, правитель был правителем, а подданный - подданным. Однако такому благоденствию не суждено было длиться долго. Смута и хаос, пришедшие на с ...

Церковное строительство
Особую роль в государстве начала XVII столетия играла церковь, которая представляла собой влиятельнейшую организацию господствовавшего клаccа феодалов. Она освещала его господство, внедряла в людское сознание представление о незыблемости существующего строя, необходимости подчинения властям от царя до помещика и всякого должностного лиц ...