Положение крестьянства. Городские и крестьянские движения в XIV—XV вв.

Феодальное государство в Германии » Положение крестьянства. Городские и крестьянские движения в XIV—XV вв.

На фоне значительного подъема ремесла и торговли в сельском хозяйстве наблюдалась тенденция к усилению крепостничества и увеличению феодальных повинностей крестьян, которая проявлялась по-разному в отдельных областях страны. В Северо-Западной Германии возросший спрос на сельскохозяйственные продукты и шерсть стимулировал развитие крупного земледельческого и овцеводческого хозяйства арендаторов-мейеров.

На юго-западе Германии, где не было благоприятных условий для развития крупного барского хозяйства, производящего на рынок, сложилась система мелких чиншевых держании. Здесь особенно была усилена личная зависимость, увеличены барщинные повинности и другие поборы. Для расширения овцеводства феодалы захватывали общинные пастбища, лишали крестьян права пользоваться общинными угодьями.

Усиление феодальной эксплуатации, сеньориальная реакция привели к обострению классовой борьбы в деревне. Вспыхивали крестьянские восстания, создавались тайные союзы крестьян. В 1431 г. под влиянием гуситского движения в Чехии подняли восстание крестьяне в районе Вормса. Оно было направлено против феодалов и ростовщиков. В 1476 г. вспыхнуло крестьянское восстание в Вюрцбургском епископстве, которое возглавил пастух Ганс Бегайм (Богемец). По его призыву собралось около 40 тыс. крестьян, готовых идти на штурм епископского замка. Однако епископу удалось подавить это плохо организованное выступление. Захваченный в плен Ганс Бегайм был сожжен.

В Юго-Западной Германии возникло тайное общество "Башмак". В 1460 г. под его руководством произошло восстание в области Гегау, подавленное местными феодалами. В 1493 г. "Башмак" пытался организовать восстание в Эльзасе. Но заговор был раскрыт. В планы заговорщиков входило: захватить с помощью восставшего народа власть и провести реформы в интересах крестьян и городской бедноты, уменьшить налоги и поборы, упразднить ростовщичество.

В городах, добившихся самоуправления, у власти укрепилась патрицианская верхушка. В XIV в. прокатилась волна цеховых восстаний, закончившихся во многих рейнских городах установлением господства наиболее могущественных цехов. В северонемецких городах восстания ремесленников были жестоко подавлены и власть осталась в руках богатого купечества.

В городских движениях все большую роль стали играть плебейские массы. Подмастерья вступали в борьбу с мастерами за. увеличение зарплаты и улучшение условий труда. Они создава ли свои союзы. Появились организации горнорабочих, которые оказывали взаимопомощь и защищали интересы горняков от притеснений со стороны предпринимателей и горной администрации В отдельных случаях плебейские элементы городов выдвигали самостоятельные требования, а иногда и задавали тон в выступлениях горожан. Так было, например, в Аугсбурге во время волнений 1466—1478 гг., направленных против роста косвенных налогов.

Куликовская битва
Политику Ивана Калиты продолжали его сыновья – Семен Гордый (1340-13530 и Иван II Красный (1353-1359). Эта политика была дальновидной и целеустремленной – действуя разными методами, применяя то оружие, то деньги и хитрость, московские правители медленно, но верно укрепляли свою власть, положение Москвы как политического центра Руси, объ ...

Особенности формирования китайского культа правителя
Традиция почитания китайцами своего правителя как священного царя берёт своё начало в древних религиозных культах Шан-ди и Неба. Идеология Конфуция, возвеличивая прошлое, поддержала и вознесла созданный ещё в иньско-чжоуское время культ правителя, императора, управляющего Поднебесной от имени великого Неба. В свою очередь, конфуцианство ...

Курс на независимость. Конгресс устанавливает международные связи
Для политической деятельности Ганди, как и для его предшественников – выдающихся индийских мыслителей, националистов Свами Вивекананды, Локаманьи Тилака, Ауробиндо Гхоша,- присуще стремление к одной и той же утопической цели: сначала «духовно перевоспитать всех индийцев», проникнуть в их сердца (рабочего, крестьянина, помещика и капитал ...