Городские союзы
Страница 1

Феодальное государство в Германии » Городские союзы

В условиях отсутствия сильной центральной власти и роста политической раздробленности города вынуждены были создавать союзы для защиты своих торговых интересов и борьбы с княжеским произволом и рыцарским разбоем. Одной из причин возникновения городских союзов было стремление правящей патрицианской верхушки сохранить свое безраздельное господство и подавлять общими силами восстания городских низов.

Крупнейшим городским союзом, преследовавшим торговые цели, была северонемецкая Г а н з а. Первое соглашение между городами Любеком и Гамбургом, ставшими инициаторами этого союза, было заключено в середине XIII в. Но окончательное оформление Ганзы произошло только в 1356 г. В период своего ^расцвета Ганзейский союз насчитывал около 80 городов Северной Германии, нижнерейнских и других областей. Среди них выделялись — Любек, занимавший ведущее положение в союзе, Гамбург, Бремен, Штральзунд, Росток, Впсмар, Кельн, Гданьск, Рига, Ревель (Таллин). Ганза монополизировала посредническую торговлю между Россией, Скандинавией, Нидерландами и Англией. Гапзейцы основали торговые подворья в Великом Новгороде, Каунасе, Бер-гепе, Стокгольме, Брюгге, Лондоне. Из России и северных стран ганзейские купцы вывозили хлеб, меха, кожи, мед, воск, соль, рыбу, лес, руду, из западных стран — сукна, металлические изделия, вина. Ганза продавала также привезенные с Востока пряности, а также предметы роскоши, поступавшие из Италии и Южной Франции.

Ганза была самостоятельной политической и военной силой. Она вела войны, заключала мир и имела дипломатические связи с рядом государств. В 1367 г. Ганза в союзе со Швецией и Мекленбургом вступила в войну с Данией и по Штральзундскому миру 1370 г. получила контроль над Зундскими проливами и право участия в выборах датского короля.

Общие дела Ганзы решались на съездах представителей союзных городов. Постановления съездов были обязательны для всех членов Ганзы. Общей казны Ганза не имела, ее морские и военные силы комплектовались из флотилий, выставленных союзными городами. Ганза подавляла всякие попытки свергнуть в союзных городах патрицианское управление и обеспечивала господство купеческой олигархии. Однако внутри союза обнаруживались глубокие противоречия. Каждый город преследовал свои узкие цели и участвовал в союзных делах в зависимости от собственной выгоды. К концу XV в. многие города отпали от союза. Ганза начала терять свои торговые привилегии в чужих странах. В конце XV в. была закрыта ганзейская контора в Великом Новгороде. В XVI в. Ганза потеряла свои позиции в Нидерландах и Англии.

Наряду с Ганзой в Германии создавались военно-политические объединения городов для борьбы с феодальным произволом. Уже в 1254 г. рейнские города заключили союз по охране мира, к которому примкнули и некоторые князья. Но вследствие внутренних раздоров союз вскоре распался. Только столетие спустя рейнские города снова объединились для охраны мира. К тому времени был создан и союз швабских городов. В 1381 г. оба союза слились в единый Рейнский союз городов, который насчитывал свыше 80 членов и успешно вел борьбу со своими противниками — рыцарями. Но князья, опасаясь дальнейшего усиления союза, вмешались в борьбу. В 1388 г. они нанесли поражение Рейнскому союзу в битве около Вормса. Созванный императором рейхстаг вынес постановление о полном подчинении земских (княжеских) городов княжеской власти, но за имперскими городами было признано право участвовать в рейхстаге наряду с князьями.

Страницы: 1 2

Политические и правовые учения в Голландии (Г. Гроций, Б. Спиноза)
Первой страной, успешно осуществившей революцию, была Голландия (Нидерланды, Республика Соединенных провинций), выдержавшая многолетнюю (1565-1609 гг.) освободительную войну против феодальной Испании, пытавшейся мечом и огнем искоренить распространившийся в Нидерландах кальвинизм. Учение Гроция о государстве и праве Гуго Гроций (1583- ...

Развитие гражданского судостроения
До Великой Октябрьской социалистической революции морской транспортный флот в России почти не строился. В 1913 г. доля русского гражданского судостроения составляла менее 0,1 % общего объема судостроения, а тоннаж русского торгового флота равнялся лишь 2,1 % мирового. Почти все внешнеторговые морские перевозки осуществлялись на зафрахто ...

Социальное положение купечества
В первой половине XIX в. положение купечества, составлявшего основу складывавшейся национальной буржуазии (ее ряды пополняли также «капиталистые» крестьяне, разбогатевшие мещане), было довольно сложным. Согласно «Жалованной грамоте городам» 1785 г. гильдейское купечество было освобождено от уплаты подушной подати, замененной 1%-ным сбор ...