Реформы Избранной рады
Страница 1

Историческая летопись » Реформы Избранной рады и царь Иван Грозный » Реформы Избранной рады

Предпринимая реформу местного управления, царь начинает дело с обновления себя самого. Он, обращаясь к народу, он просит прощения, призывает к исправлению бояр, обличает свои пороки и призывает своих сотрудников к нравственному возрождению. Грозный ограничивает юрисдикцию наместников, вводит в суд присяжных, даёт самоуправление местным обществам, пересматривает Судебник и дополняет его рядом постановлений, направленных на то, чтобы дать торжество правосудию и справедливости. Власть впервые выступает перед народом с заботой об общем благе.

Таковы были первые шаги Грозного по пути реформ, составивших славу его молодости. Правительство произвело перемены в местном управлении и доложило о них церковному собору1551 года, прося его одобрения. В дополнение к первым преобразованиям, даровало земству право полного самоуправления. Также был внесён ряд перемен в устройство и управление военных сил государства. Были изменены служебные и бытовые условия служилого класса. Произошли перемены в финансово – податной области.

Мы не знаем насколько сильно было воздействие во всём этом Избранной рады на царя, но нет сомнения, что в этой напряжённой и систематической работе правительства созрел ум и воспитались способности самого Грозного, и он из неопытного и распущенного юноши постепенно превратился в способного политика, прошедшего хорошую практическую школу под руководством Избранной рады. Когда он развернулся и сформировался, он не только постиг и усвоил политическое искусство своих руководителей, но и узнал их классовые желания. Тогда Избранная рада превратилась для него в «собацкое собрание» и он ушёл из – под её влияния и изжил тот нравственный подъём, который она ему дала.

Итак, преобразование Московского правительства за 1549 – 1556 годы началось с мероприятий в области местного управления. Правительство желало искоренить насилия, грабежи и раздоры в управлении наместников, и для этого воспользовалось теми бытовыми формами земской самодеятельности, какие из древности существовали в Великорусье. Земли каждого «уезда» (на которые делилось тогда государство) состояли из крупных и льготных землевладельцев, из мелких поместий и «вотчинок» боярских детей и из крестьянских волостей. Крупные вотчины духовенства, князей и бояр жили порядком, подобным феодальному. В них администрация и суд принадлежали владельцам, и агенты центральной власти к ним не касались. На остальных землях действовала очень примитивная система «кормлений». От государя назначался «наместник» для суда и управления. Он наезжал на место своего назначения со своей дворней и управлял с помощью своих слуг, собирая на своё содержание «кормы» и «пошлины». Управление соединялось с правом взимания доходов в пользу кормленщика, и на этой почве и процветали произвол, незаконные поборы и насилия.

В 1552 году, осенью, после Казанского похода, царь, празднуя победу над татарами, объявил о своем решении отменить «кормления» и перейти на новый порядок для населения. Вместо расходов, падавших на население для содержания кормленщиков, назначался теперь оброк в государственную казну. Из этого нового финансового поступления государь получал средства для возмещения кормленщикам потерянных ими «кормов» и «пошлин». В сущности, земская реформа свелась к тому, что сняла с населения пришлых кормленщиков с их корыстной и грубой дворней и освятила ту самодеятельность населения, которая сохранилась от времён уделов с их слабыми княжескими дворами. Правительственный интерес в уездах теперь охранялся специальными агентами власти – «городовыми прикащими», «писцами», «дозорщиками». Все текущие функции управления были в руках местных организаций, получивших с реформой государственное значение.

Начиная с 1550 года и до 1556, одно за другим следуют мероприятия, направленные на улучшение внутренней организации военно – служилого сословия и его службы, к упорядочению его землевладения, к поднятию военной техники. По «приговору» царя появились так называемые «тысячники», которые были расселены на московских землях, они должны были нести службу в столице, составляя гвардию царя. Из их среды составлялся придворный штат и назначались лица на руководящие должности. Всего в состав «тысячи» вошло 1078 человек помещиков и вотчинников, которые представляли собой столичное дворянство и были записаны в особую «Тысячную книгу». В том же 1550 году состоялся «приговор» об ограничении местничества во время полковой службы. В последующие годы, во время военных операций против Казани, бал принят ряд мер «о устроении в полках». То есть, была поделена рать на сотни, во главе сотен поставлены «головы» из лучших воинов. Целью при этом было поднятие дисциплины, и, по – видимому цель была достигнута – и Казань была взята. В 1556 году, последовало, одновременно с отменой кормлений, общее распоряжение о службе для всех людей. Теперь каждый помещик должен давать на службу своих крестьян: со 150 десятин земли – один конный воин. Кто давал людей сверх указанной нормы, тот имел право на дополнительное денежное жалование. Все перечисленные меры вели к упорядочению службы, уравнению служебных тягот и вознаграждения за службу; таким образом охватывали все стороны военной организации государства.

Страницы: 1 2

Политико-правовое учение М. Падуанского
Яркое и своеобразное теоретическое выражение протест против притязаний католической церкви на светскую власть в учении Марсилия Падуанского (ок. 1280-1343 гг.). Богослов и медик Марсилий Падуанский, бывший одно время ректором Парижского университета, написал книгу “Защитник мира” (1324 г.). В книге автор рассуждает о небесных и земных ...

Природа и жизнь в древнем Азербайджане
Эта «седая древность» при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием – преодоление таких трудностей, которые никог ...

Небольшой экскурс в биографии И.И. Янжула
Иван Иванович Янжул родился в 1845 г. (по другим источникам – в 1846 г.) в многодетной семье штабс-капитана Ивана Гавриловича Янжула, принадлежавшего к старинному малороссийскому дворянскому роду, и раннее детство провел в Коломенском уезде Московской губернии в деревне матери – Марии Яковлевны, происходившей из дворянского рода Калмыко ...