Реформы Избранной рады
Страница 1

Историческая летопись » Реформы Избранной рады и царь Иван Грозный » Реформы Избранной рады

Предпринимая реформу местного управления, царь начинает дело с обновления себя самого. Он, обращаясь к народу, он просит прощения, призывает к исправлению бояр, обличает свои пороки и призывает своих сотрудников к нравственному возрождению. Грозный ограничивает юрисдикцию наместников, вводит в суд присяжных, даёт самоуправление местным обществам, пересматривает Судебник и дополняет его рядом постановлений, направленных на то, чтобы дать торжество правосудию и справедливости. Власть впервые выступает перед народом с заботой об общем благе.

Таковы были первые шаги Грозного по пути реформ, составивших славу его молодости. Правительство произвело перемены в местном управлении и доложило о них церковному собору1551 года, прося его одобрения. В дополнение к первым преобразованиям, даровало земству право полного самоуправления. Также был внесён ряд перемен в устройство и управление военных сил государства. Были изменены служебные и бытовые условия служилого класса. Произошли перемены в финансово – податной области.

Мы не знаем насколько сильно было воздействие во всём этом Избранной рады на царя, но нет сомнения, что в этой напряжённой и систематической работе правительства созрел ум и воспитались способности самого Грозного, и он из неопытного и распущенного юноши постепенно превратился в способного политика, прошедшего хорошую практическую школу под руководством Избранной рады. Когда он развернулся и сформировался, он не только постиг и усвоил политическое искусство своих руководителей, но и узнал их классовые желания. Тогда Избранная рада превратилась для него в «собацкое собрание» и он ушёл из – под её влияния и изжил тот нравственный подъём, который она ему дала.

Итак, преобразование Московского правительства за 1549 – 1556 годы началось с мероприятий в области местного управления. Правительство желало искоренить насилия, грабежи и раздоры в управлении наместников, и для этого воспользовалось теми бытовыми формами земской самодеятельности, какие из древности существовали в Великорусье. Земли каждого «уезда» (на которые делилось тогда государство) состояли из крупных и льготных землевладельцев, из мелких поместий и «вотчинок» боярских детей и из крестьянских волостей. Крупные вотчины духовенства, князей и бояр жили порядком, подобным феодальному. В них администрация и суд принадлежали владельцам, и агенты центральной власти к ним не касались. На остальных землях действовала очень примитивная система «кормлений». От государя назначался «наместник» для суда и управления. Он наезжал на место своего назначения со своей дворней и управлял с помощью своих слуг, собирая на своё содержание «кормы» и «пошлины». Управление соединялось с правом взимания доходов в пользу кормленщика, и на этой почве и процветали произвол, незаконные поборы и насилия.

В 1552 году, осенью, после Казанского похода, царь, празднуя победу над татарами, объявил о своем решении отменить «кормления» и перейти на новый порядок для населения. Вместо расходов, падавших на население для содержания кормленщиков, назначался теперь оброк в государственную казну. Из этого нового финансового поступления государь получал средства для возмещения кормленщикам потерянных ими «кормов» и «пошлин». В сущности, земская реформа свелась к тому, что сняла с населения пришлых кормленщиков с их корыстной и грубой дворней и освятила ту самодеятельность населения, которая сохранилась от времён уделов с их слабыми княжескими дворами. Правительственный интерес в уездах теперь охранялся специальными агентами власти – «городовыми прикащими», «писцами», «дозорщиками». Все текущие функции управления были в руках местных организаций, получивших с реформой государственное значение.

Начиная с 1550 года и до 1556, одно за другим следуют мероприятия, направленные на улучшение внутренней организации военно – служилого сословия и его службы, к упорядочению его землевладения, к поднятию военной техники. По «приговору» царя появились так называемые «тысячники», которые были расселены на московских землях, они должны были нести службу в столице, составляя гвардию царя. Из их среды составлялся придворный штат и назначались лица на руководящие должности. Всего в состав «тысячи» вошло 1078 человек помещиков и вотчинников, которые представляли собой столичное дворянство и были записаны в особую «Тысячную книгу». В том же 1550 году состоялся «приговор» об ограничении местничества во время полковой службы. В последующие годы, во время военных операций против Казани, бал принят ряд мер «о устроении в полках». То есть, была поделена рать на сотни, во главе сотен поставлены «головы» из лучших воинов. Целью при этом было поднятие дисциплины, и, по – видимому цель была достигнута – и Казань была взята. В 1556 году, последовало, одновременно с отменой кормлений, общее распоряжение о службе для всех людей. Теперь каждый помещик должен давать на службу своих крестьян: со 150 десятин земли – один конный воин. Кто давал людей сверх указанной нормы, тот имел право на дополнительное денежное жалование. Все перечисленные меры вели к упорядочению службы, уравнению служебных тягот и вознаграждения за службу; таким образом охватывали все стороны военной организации государства.

Страницы: 1 2

Чингисхан
В конце 50-начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей Есугею из племени тайджиут, удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. В 1162г в его семье родился старший сын Тэмучэн (будущий Чингисхан). Враждовавшие с Есугеем татары сумели отравить его. Объединения Есугея распались, его семья бедствовала и скит ...

Теория полицейского государства
Признаки полицейского государства Полицейское государство как особый политико-юридический институт занимало продолжительный исторический период в развитии многих европейских народов и в силу ряда факторов и условий уступило место более прогрессивной модели — правовому государству. Вместе с тем идеи, питающие философию полицейского госу ...

Проблема внешней политики России в отношении Крымского ханства в XVIII веке.
Анализируя внешнюю политику России в отношении Крыма в XVIII веке, следует сказать, что в историографии длительное время господствовали тенденциозные подходы к изучению данной проблемы, которая глубоко и всесторонне не изучалась. Ее рассматривали либо как составную часть обшей истории России, либо сквозь призму интересов Российской импе ...