Историография проблемы и обзор источников
Страница 1

Историческая летопись » Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность » Историография проблемы и обзор источников

Разработку проблемы национального движения в Беларуси можно условно поделить на несколько этапов:

1. 20-е гг. – появляются первые научные труды, в которых анализируются отдельные элементы данной проблемы. Они были написаны современниками и непосредственными участниками событий того времени, отличаются относительностью и многие факты интерпретируются тенденциозно.Одним из первых, кто начал изучать белорусское национальное движение, был Ф.Турук. Еще в 1920 г. он сделал первую попытку дать общую характеристику данного движения. Выделить в нем этапы, как отмечает сам автор при составлении этой книги. Старался сохранить для истории важные аспекты белорусского движения и … познакомить широкую читающую массу с движением белорусов в кратком изложении. Но, тем не менее, не смотря на многие улучшения в работе сделана первая попытка показать эволюцию белорусского национально-освободительного движения. В работе присутствует масса программных положений партий, связанных с национальным возрождением Беларуси [4].

Следующей немаловажной историографической и в то же время источниковедческой работой является работа самого Антона Луцкевича «За дваццаць пяць гадоў».

В своих воспоминаниях А.Луцкевич проливает свет на деятельность БСГ и некоторых других партий. Достоверность фактов излагаемых в этой работе не вызывает сомнений, хотя автор и допускает некоторые неточности. Но в целом эта работа является одним из важнейших источников о событиях того времени. В тоже время она является своеобразным путеводителем по белорусскому национальному движению, в особенности связанным с БСГ, также ценны и другие работы А.Луцкевича [5].

2. Период советской историографии Белорусское национальное движение рассматривалось как контрреволюционное направленное на подрыв Советской власти.

Идет фактически провал в советской историографии, касающейся белорусского национального движения. Советские историки лишь упоминают те сюжеты белорусского национального возрождения, которые соответствовали требованиям господствующей линии. К таким работам относится монография С.Х. Александровича «Пуцявіны роднага слова» в которой он осветил лишь газету «Наша Ніва» и ее роль в возрождении восьмимиллионного народа [6].

При этом в работе дается характеристика тех деятелей, которые были неугодны партии. Одним из них был Антон Луцкевич. Аналогичной работой является также исследование В.Л.Круталевича «Рождение Белорусской Советской республики», где принижается роль БНР в национальном возрождении. В противовес ставится БССР. Проводится также линия, что национальные организации фактически не обладали «социальной опорой» у населения, следовательно, не имели права на власть [7]. Национальный вопрос рассматривался на губернских съездах Советов в Минске, Витебске и Могилеве в ноябре 1917 – январе 1918 г. Но ни один из этих съездов не высказался за самоопределении Беларуси. Рассмотрев вопрос о краевом управлении. Третий съезд крестьянских депутатов Минской Виленской губерний подчеркнул в своей резолюции, что Беларусь есть нераздельное целое великой, революционной России [7].

Такая система превалировала на протяжении всего существования Советского государства. Партийным лидерам необходимо было оправдать себя в глазах народа, в правоверности своей деятельности, подавались те факты, которые бы осветили деятельность советских органов как основных и большевистскую партию как главенствующую в создании и развитии белорусской государственности.

3. Период 80-х н. 90-х гг. в историографии характеризуется интересом данной проблематики, в силу ее малоизученности. Началось переосмысление национально-освободительного движения на Беларуси, свидетельством чего являются работы …

Ситуация стала меняться лишь с середины 80-х годов прошлого столетия. Именно тогда появились попытки возрождения былой правды. Ярким примером тому служит выступление Нила Гилевича, современного белорусского поэта, о «Нашей Ниве» в газете «Літэратура і мастацтва» за 12 мая 1989 г. [8]. Говоря о «Нашей Ніве» он подчеркивал, что ни одно научное исследование, касающееся периода истории Беларуси начала XX в. не может сказать читателю, сколько ему скажет газета «Наша Ніва». Следовательно, он подчеркивал необходимость переиздания этой газеты большим тиражом, по его мнению, это остановило бы навсегда споры о гражданском и политическом направлении «Нашей Нівы» [8].

Как известно, это произошло, но по “непонятным” причинам переиздание преостановилось. Были переизданы газеты лишь за 1906-1908 гг. Но в конце 80-х–90-х гг. Началось очередное возрождение белорусской идеи. Это было связано прежде всего с независимостью республики Беларусь.

Страницы: 1 2 3

Начало революционной деятельности: марксистские кружки
Осенью 1888 года Ульянову было разрешено вернуться в Казань. Здесь он вступил в один из марксистских кружков, организованных Н.Е. Федосеевым, где изучались и обсуждались сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса и Г.В. Плеханова. Н.К. Крупская писала в "Правде" 11 апреля 1924 года: "Плеханова Владимир Ильич (Ленин) любил страстно. ...

Памятники Нахичеванской культуры.
Второй археологической культурой является так называемая Нахичеванская. Она распространена почти по всей территории Нахичеванской АССР. Эта культура теснейшими узами связана с культурой Передней Азии, Элама, Ассирии и Мидии. Результаты археологического изучения Нахичеванской культуры до сих пор сводились к выводу о том, что она существо ...

Культурно–просветительская деятельность дворянства в Пермском крае
В данном параграфе рассматривается жизнь и деятельность различных дворянских фамилий, чья деятельность повлияла на формирование и развитие различных культурных институтов в Пермском крае. Для изучения жизни дворян Строгановых и выявления значения их деятельности на дальнейшее развитие региона автор обращается к исследованиям историков и ...