Николай II – трус или патриот?

Историческая летопись » Трагедия последнего императора России » Николай II – трус или патриот?

Николай II. Что мы знаем о нем? «Грубый, бессердечный, способный только есть, пить и эксплуатировать рабочих с крестьянами…»[4] - так рассказывали о нем раньше. Но так ли это на самом деле? «Совершенное ничтожество на троне», «коварный и лживый византиец, недалекий и необразованный», «трусливая и мстительная натура», «прекрасной души человек», «личность мягкая, обаятельная, деликатная», «существо тонкое, чувствующее, глубоко страдальное», «искренний и любящий отец и муж»[8] - все эти столь поразительно отличающиеся мнения – оценка современников и приближенных одного и того же человека – Николая II. Император был действительно человеком удивительных противоположностей.

Но нельзя не отметить его отношение к семье и близким людям. Вступив почти одновременно и на престол, и в брак, он тяготился своими высокими обязанностями, а натура его больше стремилась к тихим прелестям семейной жизни. Для него семья была чем-то гораздо большим, чем она бывает обычно. В ней было его спасение, его уход от тяжкого бремени, которое легло на него с восшествием на престол.

Царя обвиняли в малодушии к окружавшим его людям. Это было справедливо: он действительно многого просто не чувствовал, и при хорошем воспитании ему недоставало ни знания людей, ни интуиции, а порой чисто человеческого такта и здравомыслия. Николай оказался не в состоянии уловить веяния времени или понять свой народ, будучи слишком далеким от него. Он был замечательным человеком, отцом, мужем, но царем ли? В отношении своего семейного очага Николай был безупречен. Но он не был таким блестящим правителем, каким хотелось бы его видеть.

Главное обвинение же, которое пытаются вынести Николаю II от имени истории – политическое безволие, в результате которого в России наступил развал государственности и крах самодержавной власти.

С другой стороны можно согласиться с Уинстоном Черчиллем и некоторыми другими объективными историками, которые при анализе исторических материалов того времени считали, что в России в начале февраля 1917 года был только один по-настоящему выдающийся государственный деятель, работавший на победу в войне и процветание страны, - это император Николай II. Он был искренне предан отечеству.

Теократические теории 4-5 вв. (Св. Августин, Иоанн Златоуст)
Признание христианства государственной религией не исключало того, что между императорской властью и церковью временами возникали трения. С одной стороны, императоры не были чужды взгляда на священников как на своих чиновников, обязанных исполнять императорские веления; порой императоры притязали на авторитарные решения даже и чисто рел ...

Христианство на Руси в 882-912 гг.
В 882 г., согласно «Повести временных лет», в Киевской земле произошел переворот. Город был захвачен новгородским князем Олегом, который, уничтожив правивших там князей — Аскольда и Дира, сам вместе с Игорем вокняжился в Киеве. Позиция Олега по отношению к христианству и к киевским христианам была по-разному расценена историками. В. И. ...

Быт древних славян
С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского и чудского племени, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью, жили славяне под разными местными названиями, держались берегов рек: Днепр, Западная Двина, Ока, В ...