Проблемы интеграции России в мировое сообщество

Историческая летопись » Россия на рубеже веков » Проблемы интеграции России в мировое сообщество

В настоящей части нашего изложения мы изучим комплекс вопросов, связанных с вхождением России в мировое сообщество[7].

Россия (РСФСР) до 1991 года, фактически не была участником международных отношений и формально не входила даже в ООН (в отличие от, например, Белоруссии и Украины).

Обретение Россией независимости, вступление ее в ООН, рыночные реформы российского руководства начало 90-х годов – все это с определенной остротой поставило вопрос об интеграции России в мировое сообщество.

Обусловлено это было рядом факторов. Рассмотрим их подробнее. В 90-х гг. произошли крупные изменения в географической направленности внешнеторговых связей России.

Отказ в начале 90-х гг. от идеологических критериев при выборе зарубежных партнеров, децентрализация внешнеэкономической деятельности в России и растущее участие частного капитала во внешнеторговых операциях повлекли за собой резкий рост доли развитых стран и резкое снижение удельного веса партнеров по бывшему Совету экономической взаимопомощи во внешнеэкономических отношениях России.

В настоящее время Западная Европа, в особенности Европейский Союз, США и Япония занимают ведущее место в торговых, инвестиционных и научно – технических связях России. Эти же страны являются крупнейшими внешнеторговыми кредиторами России и важным источником других финансовых поступлений.

Однако, Россия оказалась слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен.

Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости перестала соответствовать внутренним возможностям России, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

Для изменения указанной ситуации значимой оказывается проблема интеграции России в мировое сообщество и хозяйство.

Наиболее значимый инструмент такой интеграции – вступление России в ВТО.

Летом 1995 г. начались активные переговоры о присоединении России к ВТО. К началу 1998 г. завершился информационный этап переговоров. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющими значение для присоединения к ВТО.

В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна определить конкретные условия своего участия в ВТО. В 2000-х годах эти переговоры продолжались, однако основной своей цели – вступление России в ВТО и тем самым образом интеграция ее в мировое экономическое сообщество достигнута не была.

Переговоры о присоединении России к ВТО породили много вопросов в торговых и промышленных кругах страны:

Что получит Россия, присоединившись к ВТО?

Сможет ли она реализовать выгоды и преимущества, которые может дать этот шаг, или прежде всего окажется перед лицом связывающих обязательств?

Какое значение будет иметь этот шаг для развития экономики страны и ее законодательной базы?

Однозначного ответа на эти вопросы дано не было и это становится еще одним фактором, из-за которого Россия и по сей день нее вступила в ВТО.

Процессы интеграции в России в политические международные структуры происходил гораздо легче. В мировом сообществе, в целом, не обсуждалась большая роль России в современном мире. Исходя из этого, Россия была привлечена в качестве полноправного члена многих организаций, в том, числе и например в клуб «большой восьмерки» – сообщество наиболее экономически развитых стран мира, член АСЕАН, БРИК и т.д.

Таким образом, можно заключить, что Россия, в целом, проводит активные переговоры с целью интеграции в мировое сообщество. Политические результаты этой деятельности пока выше, так как вступление России, например в ВТО, фактом еще не стало. Однако это не мешает Росси строить партнерские и взаимовыгодные экономико-политическские отношения со странами Европы, Северной Америки и Азиатско-тихоокеанского региона.

А.Ф. Керенский - министр юстиции в первом составе правительства.
С момента падения монархии Керенский оказался в центре событий. Это был тот исторический момент, который породил идеальную, в представлении Керенского, Россию. Первые две недели существования Временного правительства стали самыми счастливыми в политической карьере Керенского, Из 11 членов правительства он был единственным социалистом, о ...

Происхождение феодальных отношений на Руси.
Каким же образом создался и у нас на Руси порядок, близкий к западноевропейскому феодализму? В предшествующей лекции была отмечена одна из основных при­чин, породивших этот порядок, господство натурального, сельского хозяйства, установившееся у нас на Руси с прибытием татар, в связи с истощением народного капитала. Это обстоятельство, к ...

Формирование оппозиции.
С самого начала существования Июльской монархии по отношению к ней сложилась политическая оппозиция. Умеренные либералы во главе с О. Барро выступали за расширение избирательных прав, сокращение государственных расходов. Умеренные республиканцы во главе с А. Моррастом настойчиво требовали установления республики в стране, создания усл ...