Тураев и отечественная история

Историческая летопись » Борис Алексеевич Тураев - корифей русской науки о Древнем Востоке » Тураев и отечественная история

Большим достоинством Б. А. Тураева как ученого была осторожность в выводах. В качестве примера можно указать на его отношение к теории панвавилонизма. Б. А Тураев полностью его отвергал, как и Куглер, доказавший ее несостоятельность. Но последний в пылу полемики против сторонников панвавилонизма ошибочно отрицал также и древность астрального мировоззрения вавилонян, против чего Б. А. Тураев возражал правильно, как это показало дальнейшее развитие науки, протестуя против огульных обобщений, он во «Введении» к «Истории древнего Востока» писал, что «едва ли может идти речь об общих характеристиках для культур (например, о пресловутых: неподвижности, теократизме, деспотизме и т. п.), имевших историю в несколько тысячелетий…».[9] Актуальная информация восстановление информации цена у нас.

Б. А. Тураев, отдавший всю свою жизнь науке, был глубоко предан ей. С горечью писал он о положении русской науки о древнем Востоке во времена царизма: «Самые центры ассиро-вавилонской культуры Ниневия и даже Вавилон – находились в ничтожном расстоянии от нашей границы и тем самым напоминали нам, что интерес к изучению древнего Востока должен быть у нас более жив, чем в Западной Европе, а изучение великого прошлого наших окраин – наш долг и перед ними, и перед наукой. Нами сделано в этом отношении слишком мало не только в смысле ученых и археологических изысканий, но даже в деле простого собирания памятников и спасения их от исчезновения, между тем как музеи Берлина и Лондона богаты не только предметами египетской и вавилонской культуры, но даже памятниками, вывезенными из Закавказья».[10]

Горячий и искренний патриот Б. А. Тураев прилагал всемерные усилия к тому, чтобы поднять уровень и престиж русской науки о древнем востоке. Как египтолог и как абиссиновед, он положил немало сил на переиздание египетских и эфиопских памятников и текстов, хранившихся в музеях науки и частных коллекциях, считал необходимым ввести их в оборот мировой науки, видя в этом дело чести русского ученого.[11]

Б. А. Тураев сделал все возможное для создания школы русских ученых, специализировавшимся в исследовании древневосточных обществ, и наиболее одаренному и эрудированному из учеников Тураева – Василию Васильевичу Струве выпало на долю после смерти учителя продолжить его дело.

[1] Коростовцев М. А. Академик Борис Александрович Тураев (О стиле работы ученого). // Вестник древней истории. 1974. №2. С. 111 – 114.

[2] История

[3] Коростовцев М. А. Академик Борис Александрович Тураев (О стиле работы ученого). // Вестник древней истории. 1974. №2. С. 111.

[4] Там же. С. 113.

[5] Там же. С. 112 – 114.

[6] Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы.

[7] Цит. по: Коростовцев М. А. Академик Борис Александрович Тураев (О стиле работы ученого). // Вестник древней истории. 1974. №2. С. 112.

[8] М. А. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. М., 1975.

[9] Цит. по: Коростовцев М. А. Академик Борис Александрович Тураев (О стиле работы ученого). // Вестник древней истории. 1974. №2. С. 113.

[10] Цит. по: Коростовцев М. А. Академик Борис Александрович Тураев (О стиле работы ученого). // Вестник древней истории. 1974. №2. С. 114.

[11] Там же. С. 114.

Вопрос об этнографической принадлежности доисторических культур восточной Европы.
Итак, в нашей стране, как и в других странах, происходила в доисторические времена последовательная смена культур. Естественно возникает вопрос: была ли эта смена результатом эволюции жизни одного и того же населения, или же она стояла в связи со сменой самого населения? Антропологи указали, что палеолитическая и неолитическая культуры ...

Борьба цехов с патрициатом
Борьба городов с сеньорами в подавляющем большинстве случаев привела к переходу в той или иной степени городского управления в руки горожан. Но в их среде к тому времени существовало уже заметное социальное расслоение. Поэтому, хотя борьба с сеньорами велась силами всех горожан, полностью использовала ее результаты лишь верхушка городс ...

Политико-правовое учение Ш. Л. Монтескье
Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - выдающийся юрист и политический мыслитель. Основные произведения: "Персидские письма" (1721), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734), "О духе законов" (1748). Задача, которую ставит перед собой Монтескье - поиск закономерного в законах. Общим понятием з ...