Политико-правовые учения в России первой пол. 20 в

Историческая летопись » История политических и правовых учений » Политико-правовые учения в России первой пол. 20 в

Конец XIX в. был отмечен усилением интереса к философско-нравственному истолкованию смысла жизни.

С. Н. Булгаков (1871—1944).

Правовые взгляды Булгакова изложены в статье «О социальном идеале». Он отвергает позицию, которая отрицает роль правовых гарантий. В марксизме i он видит «попытку отрывать мораль от социальной политики, принеся первую в жертву послед ней». В истолковании природы права Булгаков I считал, что высшей нормой личной морали является заповедь любви к ближнему. Примененное в качестве критерия социальной политики I это начало превращается в требование справедливости, признание за каждым его прав. Естественное право как идеальная и абсолютная норма для оценки положительного права I сводится, по Булгакову, к нескольким морально* правовым аспектам. Первая из них касается равенства людей. Человек для человека должен. представлять абсолютную ценность. Идея paвенства людей включает в себя идею свободы j как норму человеческих отношений и идеал общественного устройства. Право есть свобода, i обусловленная равенством. I

Н. А. Бердяев (1874—1948)

был одним из | авторитетных участников русского религиозно- I го возрождения начала века. В 1922 г. он был ] выслан из РСФСР и жил во Франции. Свое политическое кредо Бердяев изложил в главе автобиографии, посвященной вопросам революции и социализма. «Все политическое устройство этого мира рассчитано на среднего, ординарного, массового человека, в котором нет ничего творческого. Социализм и анархизм в конце концов «доходят до небытия» в силу своей жажды равенства (социализм) либо в своей жажде свободы (анархизм). Более долговечную ценность представляют собой церковь (она призвана «охранять образ человека»), государство (оно «защищает образ человека от звериных стихий»), право (оно «охраняет свободу человека от злой воли людей и всего общества»), закон (он изобличает грех, «делает возможным минимум свободы в греховной человеческой жизни»).

И. А. Ильин (1883—1954)

приложил значительные усилия к прояснению взаимоотношений религиозной и правовой философии. Ильин считал, что авторитет права и создающей его власти покоится не только на общественном договоре и на признанных полномочиях законодателя, но также на духовной правоте. В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Государственная власть должна применяться только на основе правового полномочия; она должна быть единой в пределах каждого политического союза; должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу. По мнению Ильина, правовое государство основывается на признании человеческой личности.

Быт европейских стран в эпоху Средневековья
Все средневековые жилища – от замка до самой убогой хижины – были тождественны в одном: они должны были скрыть, спрятать, защитить их владельца от внешних, враждебных сил. В отличие от античного (например, римского) строения, которое в определенном смысле было “открытым” домом, жилище средневекового человека должно было не только дать п ...

Предвоенные месяцы
В начале мая 1940 г. Г.К. Жуков был принят лично И.В. Сталиным и назначен командующим Киевским Особым военным округом. В тот же год Г.К. Жукову присвоили звание генерала армии. Лето и осень 1940 года в пограничных округах шла напряженная учеба в условиях, приближенных к боевым. Войска должны были быть всегда в состоянии боевой готовнос ...

Воспоминания детей войны. Не верилось, что немцы могут захватить город...
Мария Никитична Сапрыкина: С 1933 года моя семья жила в г. Ельце, Орловской области, в маленьком домике. Когда началась война, мне было 13 лет. Я гостила у деда в деревне. 22 июня за обедом дедушка сказал: «Ну, Мария, зарыдали твои братья, война». Братьев было трое: старший служил в армии, средний учился в Орловском военном училище, мл ...