Евреи Франции после II крестового похода

Крестовые походы на Святой земле » Евреи Франции после II крестового похода

Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью. Те, кто привык убивать, грабить, насиловать, считали евреев преступниками, клеветали на них, обвиняя в употреблении христианской крови. Во Франции такой кровавый навет был впервые возведен на жителей города Блуа. Фанатики-священники пообещали пощадить несчастных, если они примут христианство, но все евреи выдержали испытание; более тридцати человек предпочли сгореть на костре, но не изменить своему народу. Какое-то время власти защищали евреев, но, когда на французский престол в 1180 году взошел Филипп II, он лично возглавил ненавистников народа Израиля. Повторилась английская история: король заключил евреев в тюрьму и освободил, получив огромный выкуп. Потом он изгнал евреев из страны, конфисковав дома, поля и виноградники, но был так добр, что позволил взять с собой движимое имущество и оставшиеся наличные деньги. Евреям Франции «повезло»: границы французского королевства резко сократились. На западе правили английские короли (норманны), а на востоке и на юге знать не признавала французского короля. В этих-то областях евреи и нашли убежище, естественно, за высокую плату. Со временем король убедился, что антиеврейская политика приносит большие убытки, и разрешил изгнанникам вернуться. Чтобы удержать их в своей стране, он заключил с правителями провинций договор, все участники которого обязались согласовывать друг с другом переезд евреев из одной области в другую. Этот договор привязал евреев к определенному месту и фактически превратил их в рабов короля и феодалов. Церковь запрещала ростовщичество. Но правители Франции разрешили использовать этот источник дохода, присваивая себе значительную часть. Каждый долговой вексель облагался огромным налогом. С приходом к власти короля Луи IX, прозванного католиками «святым», положение евреев ухудшилось. Он запретил взимание процентов, но не ослабил бремя налогов. Как евреи, так и христиане, занимавшиеся, несмотря на запрет, банковской деятельностью, остались без дохода. Соответственно сократились поступления в государственную казну, поэтому через некоторое время запрет был отменен. Луи IX «Святой» прославился сожжением Талмуда в 1242 году. Книжные костры горели по всей Франции. Если при Луи IX жгли книги, то при Филиппе IV в костре сжигали евреев. Был выдуман новый навет на еврейский народ: евреи выкрадывают «святое причастие» и протыкают его. Это бредовое обвинение неоднократно повторялось в разных странах и привело к гибели многих и многих людей. В конце концов король Филипп додумался до «оригинального решения»: лишить евреев всего движимого и недвижимого имущества и изгнать из Франции. Так в его руках оказалось множество долговых расписок свободных французских граждан, попавших в кабалу к своему королю. Филипп притеснял не только евреев. Король потребовал от священников, чтобы они платили ему налоги со своих доходов. Папа Бонифациус VIII выступил с протестом. Между папой и королем вспыхнула вражда. Папа предал Филиппа анафеме. В ответ посланцы короля арестовали Бонифациуса и пытались увезти его во Францию. Хотя в последний момент эта попытка сорвалась, авторитет папы был подорван, и через несколько месяцев он умер. Под нажимом Филиппа новым папой кардиналы выбрали французского епископа, который перевел папскую резиденцию на юг Франции, в Авиньон. В истории Ватикана этот период именуется «Авиньонским изгнанием папы». Он продолжался около 70 лет с 1303 по 1377г. Изгнание евреев на какое-то время обогатило Филиппа IV, но король умер, и уже вскоре новый король Луи X ощутил недостаток средств в казне. Луи X пригласил евреев вернуться в страну, признал ошибочность дискриминации и заручился согласием епископов и феодалов на возвращение. Евреям разрешили селиться в любом районе страны, заниматься торговлей на приемлемых условиях, выкупить синагоги и еврейские кладбища, а также взыскивать с христиан долги, оставшиеся не возмещенными еще до изгнания. Правда, при условии, что король получит две трети возвращенных сумм. Все книги, кроме Талмуда, были разрешены. Евреи, со своей стороны, дали согласие прикреплять к одежде отличительный знак. Договор был заключен на 12 лет, но король мог его отменить, предупредив об этом еврейские общины за год вперед. Король обязался защищать евреев от многочисленных подстрекателей, бродивших по дорогам Франции, но не преуспел в этом. В 1320 году некий юный пастух рассказал о приснившейся ему девушке в образе голубя, которая велела «добрым христианам» организовать новый крестовый поход против иноверцев. Так начался «Крестовый поход пастухов». На юго-западе Франции собрались легионы разнузданных фанатиков. Не все евреи смогли спастись от насильственного крещения. Около 500 человек оказались в осаде в замке Верденсюр-Гаронн, близ Тулузы. Когда крепость пала под натиском безумной толпы, все евреи предпочли самоубийство крещению. Сорокатысячное ополчение, состоящее в основном из подстрекаемых монахами подростков, прошло по всей Франции с севера на юг, уничтожив 130 еврейских общин. Разгул принял такие масштабы, что отцы церкви и знать были вынуждены принять какие-то меры. Папа Иоанн XXII отлучил от церкви всех участников похода, а Карл V приказал своим отрядам защищать евреев от «пастухов». Наконец, в Испании король Арагона Хайме II, возмущенный бесчинствами бандитов, которые прорвались на его земли, ликвидировал их банды. Однако спокойствие сохранялось недолго. Поймали прокаженных, которые, мстя местным жителям, осквернили колодец. Их хотели повесить, но напуганные прокаженные возвели поклеп на евреев, заявив, что евреи уговорили их отравить колодец. Начались повсеместные погромы. Только в городе Кинон было сожжено 260 человек. Король велел начать расследование, в ходе которого выявилась, конечно же, вздорность обвинения. Король запретил убийства, но на всякий случай наложил большой штраф на всех евреев страны. Опять евреи вынуждены покинуть с трудом обжитые места, спасаясь от погромов, убийств, грабежей и поборов короля и феодалов. И даже пронесшаяся по Европе «черная смерть» - эпидемия чумы не принесла евреям Франции столько несчастий и опустошений, как в других странах, из-за малого числа оставшихся во Франции еврейских поселений. Осознав, что страна разрушена долгой войной с Англией, король Карл V решает вернуть евреев во Францию. На 20 лет он предоставил им особые права, введя особую плату за въезд в страну и постоянные налоги. Поощряя ростовщичество, король стал получать через евреев большие доходы, но священники снова использовали это обстоятельство для подстрекательства темных масс против всего еврейского народа. Опять надо было сниматься с обжитых мест, идти неведомо куда. Последнее изгнание произошло в 1394 году. На сотни лет до самой французской революции 1791года евреи покинули Францию.

Леня Голиков
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады . Был в его жизни бой, котор ...

Сближение княжеств с частными вотчинами.
Мы рассмотрели взаимные отношения князей северо-восточной Руси в удельную эпоху. Взглянем теперь на отношения их к своим владениям, к территориям княжеств и жившему на них населению. Князья, как мы видели, остались в северо-восточной Руси единственными хозяевами, господами в своих княжествах. Вследствие всеобщего обеднения страны и нево ...

Политическая раздробленность Германии. Германский Союз.
После победы над Наполеоном союзники собрались в Вене на конгресс, чтобы определить послевоенное устройство Европы. Идея реставрации «Священной Римской империи германской нации» не была поддержана ни Австрией, ни Пруссией, которые вели между собой борьбу за гегемонию в германских землях. 8 июня 1815 года был подписан акт о создании Гер ...