Государственный и административно-политический строй ханства Абулхаира.
Страница 3

Историческая летопись » Ханство Абулхаира » Государственный и административно-политический строй ханства Абулхаира.

Следующим шагом Абулхаирхана на пути укрепления своей власти в Узбекском улусе явился тщательно подготовленный поход против упомянутых ханов. Поход против Махмуд-хана и Ахмад-хана был предпринят вскоре после возвращения предводителя кочевых узбеков из низовьев Амударьи, где он в 834/1430-31 гг. завоевал Хорезм с главным городом Ургенчем, разграбил его, однако в том же году оставил его. Главной причиной похода Абулхаирхана в район нижней Сырдарьи была не только династийная борьба, но и необходимость занять зимние пастбища в районе Сырдарьи и Приаралья. Захват низовий Сырдарьи мог открыть дорогу к городам Туркестана, столь важным для укрепления могущества кочевого государства. Молодому Шибаниду и на этот раз сопутствовал успех: в сражении, разыгравшемся в местности Икри-Тупа, Махмуд-хан и Ахмад-хан были разбиты и отступили. По рассказу Мас'у да бен Усмана Кухистани, тука-тимуриды потерпели полный разгром, "Махмуд-хан и Ахмад-хан . отказались от [дальнейшего] сражения и, бросив [всякое] притязание на верховную власть и государство, обратились в бегство от войска [Абулхаира]". Было захвачено большое число пленных и добычи ("беспредельное богатство и многочисленное имущество", среди которого автор перечисляет "быстроногих лошадей, вереницы верблюдов, палатки и шатры на повозках, оружие"). Абулхаир овладел Орду-Базаром (так назывались ставки ханов).

Победа Абулхаира нашла сильную поддержку со стороны влиятельных групп феодалов кочевых племен, способствовала укреплению власти, подняла авторитет хана в глазах своих подчиненных. Также победа доставила Абулхаирхану возможность овладеть Орду-Базаром, “который был столицей Дешт-и Кипчака”, где была прочитана хутба (проповедь, читавшаяся в мечети по пятницам, в которой произносилось моление за правящего государя) на его имя и выбиты монеты с его именем. Затем на короткое время Абулхаирхан завладел «троном Саин-хана» (Бату). Однако вскоре Махмуд-хану и Ахмед-хану удалось вернуть свои владения. «Вместе с тем, - пишет по этому поводу Махмуд б. Вали, - во времена правления Абулхаирхана после смерти Мухаммад-хана сыновья последнего – Махмуд – хан, Ахмад – хан, Джувак – султан и Башлык – султан, - вступили в войну с Абулхаирханом. Потерпев поражение, они кочевали в тех краях, пока, некоторое время спустя, не взошли вновь на унаследованный престол».

Следующая победа Абулхайра, которую подробно описал его историограф, была одержана только через 15 лет, в 1446 г., над Мустафой-ханом в районе Атбасара. С немногочисленным войском Мустафа отнял Хорезм у Тимура и правил им до 60-х гг.

Молодой и честолюбивый Абулхаир в начале своей политической карьеры едва ли мечтал о том, что ему удастся одержать верх над большинством своих соперников, объединить Восточный Дешт –и Кипчак в единое «кочевое государство» и в течение сорока лет править этим государством самодержавно. Однако поддержка со стороны наиболее влиятельных кругов кочевого общества и большинства племён Узбекского улуса, первые победы над Джучидами значительно упрочили власть и расширили сферу влияния Абулхаира в степи. Многие Джучиды, среди них – Джанибек-султан и Гирей – и другие, не хотели повиноваться Абулхаиру. В 1446 г. Абулхаирхан захватил ряд городов на р. Сырдарье и в предгорьях Каратау – Сыгнак, Аркук, Сузак, Ак-Курган, Узгенд. Сыгнак сдался добровольно: "Когда хаким [города] Сыгнака увидел многочисленность и величественность войска хакана [Абулхаирхана], то, выйдя к нему с повиновением и послушанием, вручил город эмирам и слугам хакана, подобного Сатурну, и Ак-Курган, и Аркук, и Сузак, и Узгенд также подчинились деснице власти и завоевания [его] наместников". Сыгнак стал столицей ханства (до этого столицей был г. Тура или Чимги-Тура, затем Орду-Базар). Сырдарьинские города и для него, как раньше для Ак-Орды, могли послужить фактором сплочения, удержания в его власти степных районов государства. Взятие сырдарьинских городов - ремесленных и торговых центров, к которым тяготело население кочевых районов казахстанских степей, могло существенно способствовать усилению ханства Абулхаира. Объясняется столь быстрое занятие Абулхаиром сырдарьинских городов тем, что он опирался на значительные силы своих сторонников в Дешт-и Кипчаке, на свою мощь, накопленную им за два десятка лет властвования над степью. Кроме того, следует сказать, что правящая верхушка этих городов, постоянно испытывавших на себе все тяготы длительной борьбы правителей Мавераннахра с владетелями Восточного Дешт-и Кипчака, привыкла лавировать между соперниками и, переходя от поддержки одной стороны к другой, тем самым хоть как-то обеспечивать своим городам безопасность. Города были пожалованы в управление эмирам и султанам. По мнению В. В. Бартольда, утверждение Абулхаира на Сырдарье - наиболее важное для дальнейшей истории узбеков событие его царствования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Место казацкой старшины в социальной структуре страны
В ходе войны произошли важные изменения в положении социальной группы казачества — старшины. Расширились социальные источники формирования и социально-политический статус. Если раньше она происходила преимущественно из зажиточных кругов казачества и мелкой шляхты, а в годы войны ситуация несколько изменилась. Ясное дело, среди старшины ...

Развитие внешнеполитического процесса в первой половине ХХ века как формирование предпосылок  его развития после Второй мировой войны.
Потенциальное развитие ситуации и ее результаты были предсказаны еще в начале века. Посол США в Великобритании Р.Пейдж в 1913 году, еще до начала Первой Мировой войны, писал президенту Вильсону: «Будущее мира принадлежит нам. Англичане растрачивают свой капитал… Что же мы сделаем с мировым господством, которое явно переходит к нам в рук ...

Евреи Франции после II крестового похода
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью. Те, кто привык убивать, грабить, насиловать, считали евреев преступниками, клеветали на них, обвиняя в употреблении христианской крови. Во Франции такой кровавый навет был в ...