Изобразительные произведения, посвященные
башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 годаСтраница 1
Среди изобразительных произведений, посвященных башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года, центральное место занимает так называемая «Башкирская сюита» Александра Осиповича Орловского, художника широкого творческого диапазона, поляка по происхождению, чья жизнь была тесно связана с Россией. Первые произведения, составляющие башкирскую серию в творчестве Орловского, относятся, вероятно, к 1806 году, основная же их часть создается в 1812—1813 годах, хотя встречаются и более поздние работы. Орловский был одним из первых художников, обратившихся к изображению народов России, открыв тем самым «новый мир образов, считавшихся уделом бесстрастного этнографа». В его произведениях особенно ярко проявилось увлечение художника силой, смелостью, свободой движения богатырей. Характерной особенностью его творчества стали изображения лошадей, которые были зарисованы им с такой виртуозностью, которой не обладал ни один художник, работавший в России в то время.
В своих произведениях он с особым вниманием относился не только к передаче национальных особенностей лица модели, но и стремился проникнуть во внутренний мир человека. Тонкостью исполнения и психологической выразительностью отличатся его работа «Голова башкира» (1817, Варшава).
К одной из последних работ этой серии относится акварель «Всадник-башкир» (1823) из собрания Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова, наполненная романтическим пафосом, свойственным эпохе. Её большие размеры, скрупулезность изображения и обилие всевозможных деталей говорят о желании художника создать законченную картину. Орловский достоверно изображает оружие — лук и стрелы башкир, форму колчана, своеобразие одежды — халат, перевязанный кушаком, высокую рысью шапку, сапоги с загнутыми носами. Пытаясь предельно верно изобразить одежду, оружие и особенности лица, художник не остается в плену этнографии.
Живые человеческие чувства, эмоциональная выразительность, которые он вложил в образ, создают основное достоинство его работы. Произведения «Башкирской сюиты» выполнены в основном в графической технике (акварель, пастель, графический карандаш), но есть среди них и написанные маслом на холсте. В начале XIX века в России получает распространение литография, которой увлеклись многие известные художники того времени. Первыми известными литографиями, созданными в России, также стали работы А.О. Орловского: из них одна изображает курда, а другая — разговаривающих башкир, сидящих на лошадях, обе выполнены в 1816 году.
Как уже отмечалось, башкиры и мещеряки участвовали и в заграничных походах русской армии и завершили свой боевой путь в Париже. Интересно отметить и тот факт, что в Германии, в городе Лейпциге есть памятник, который отражает битву народов с Наполеоном и среди прочих воспевает воинские заслуги башкир, а также оренбургских и уральских казаков. В Германии, в городке Шварц, на куполе церковной башни до сегодняшнего дня, как воспоминание о событиях тех лет, торчит стрела, выпущенная башкирским воином. Произошло это следующим образом: во дворе церкви 14 апреля 1814 года принц Карл Гюнтер выразил сомнение в эффективности данного вида оружия, тогда четыре башкира из отряда русского князя решили показать своё искусство стрельбы из лука. Условились, что будут стрелять по куполу церковной башни. Стрела одного из воинов вонзилась в купол, пробив достаточно прочную обшивку, и осталась там надолго. Надо отметить, что стрелы, выпускаемые башкирскими воинами, были очень метки и обладали поразительной дальностью полёта, за 15 сажень могли пронзить насквозь не только человека, но и лошадь. Деревянная стрела в куполе позднее была заменена на железную, которую до сих пор демонстрируют посетителям.
Политические и правовые учения в России 11 вв. пер. пол. 17 вв
Политические идеи, которые выражала в рассматриваемую эпоху русская литература, были настолько жизненно важными для русской государственности, они в такой большой степени затрагивали жизненные интересы русского общества, что напрочь исключали спокойное логическое рассуждение, а значит, и форму сухого научного трактата. Русский мыслитель ...
В правление Петра I
1724 год. Пономарь одной из московских церквей Конон Осипов послал длинное "доношение" в правительственную канцелярию. В нем, в частности, говорилось: "Есть в Москве под Кремлем-городом тайник, и в том тайнике есть две палаты, полны наставлены сундуками до стропу. А те палаты за великою укрепою; у тех палат двери железные ...
Железная культура.
Последняя стадия доисторической культуры в нашей стране характеризуется железными изделиями, найденными при раскопках полей погребения на юге России. Поля погребения — это обширные могильники без насыпей, расположенные на возвышенных плато или на склонах. На них, на известной глубине находятся костяки или урны с пережженными костями, а ...
