Развитие гражданского судостроения
Страница 1

Историческая летопись » История возникновения судостроения » Развитие гражданского судостроения

До Великой Октябрьской социалистической революции морской транспортный флот в России почти не строился. В 1913 г. доля русского гражданского судостроения составляла менее 0,1 % общего объема судостроения, а тоннаж русского торгового флота равнялся лишь 2,1 % мирового. Почти все внешнеторговые морские перевозки осуществлялись на зафрахтованных иностранных судах. Но и тот небольшой торговый флот, которым располагала перед первой мировой войной царская Россия (около 700 судов валовой вместимостью примерно 900 тыс. per. т), состоял из старых, технически несовершенных судов.

В речном судостроении Россия занимала ведущее положение. Русские речные пассажирские суда были лучшими в мире, в теплоходостроении русские судостроители на много лет опередили зарубежных.

Большие потери торгового флота в первую мировую войну еще более обострили и без того огромную нехватку судов. Перед молодым Советским государством в первые годы своего существования встала трудная задача — практически заново создать судостроительную промышленность. Началом советского морского судостроения считают закладку в 1925 г. на Балтийском судостроительном заводе в Ленин первой серии советских лесовозов грузоподъемностью по 3000 т. Затем было построено еще пять серий лесовозов и несколько рефрижераторных судов. В 1931 г. начали строить первые советские рыболовные траулеры, буксиры, пассажирские суда.

Перед Великой Отечественной войной на Балтийском заводе было построено четыре самых в то время мощных ледокола водоизмещением по 11 000 т с паровыми машинами мощностью 7350 кВт.

Благодаря успехам всего народа за годы первых пятилеток морской флот нашей страны достиг довоенного уровня и уже более чем на половину состоял из судов отечественной постройки.

Нападение фашистской Германии на Советский Союз нанесло судостроительной промышленности нашей страны огромный ущерб. Но к концу первой послевоенной пятилетки судостроительные заводы были полностью восстановлены и значительно реконструированы.

В послевоенный период советские судостроители постигли больших успехов в области освоения новой прогрессивной технологии и улучшения организации производства. Был осуществлен переход от клепки судовых корпусов к сварке, освоены секционный и блочный методы постройки судов, механизирован и автоматизирован ряд ручных трудоемких процессов по обработке корпусной стали и изготовлению корпусных конструкций, внедрена новая технология монтажных и корпусодостроечных работ и пр.

В 50—60-х годах в Советском Союзе были построены серии сухогрузных судов грузоподъемностью от 5000 до 16 000 т типов "Днепрогэс", "Пятидесятилетие комсомола", "Полтава" и "Бежица", "Ленинский комсомол", новые крупнотоннажные сухогрузы типов "Славянск" и "Капитан Кушнаренко", большие серии лесовозов грузоподъемностью 5000 т типов "Павлин Виноградов" и "Вытегралес", серии танкеров типов "Казбек", "Великий Октябрь", "Прага" и "София" грузоподъемностью соответственно 10 000, 15 000, 30 000 и 50 000 т, суда для перевозки навалочных грузов типа "Балтика" грузоподъемностью 35 000 т, ледокольно-транспортные суда типа "Амгуэма", пассажирские суда каботажного плавания типа "Киргизстан", морские железнодорожно-пассажирские паромы типа "Советский Азербайджан".

Промысловый флот нашей страны в эти годы получил десятки мощных промысловых баз различного назначения и сотни добывающих судов. Среди них краборыбоконсервные плавучие заводы типа "Андрей Захаров", большие рефрижераторно-морозильные рыболовные траулеры типа "Маяковский", морозильные суда типа "Севастополь", "Янтарный", транспортные рефрижераторы типа "Сибирь" и др.

Речной флот в этот период пополнился большим количеством первоклассных сухогрузных высокоавтоматизированных теплоходов типа "Волго-Дон" грузоподъемностью 5300 т, танкерами грузоподъемностью 5000 т, мощными буксирами-толкачами, способными буксировать секционные составы общей грузоподъемностью до 20 000 т, крупнейшими комфортабельными пассажирскими дизель-электроходами "Ленин" и "Советский Союз", различными катерами для местных линий, большим количеством несамоходных барж и другими судами.

Значительный вклад в развитие отечественного судостроения внесли конструкторы и судостроители, создавшие в 50—60-х годах серии новых судов на подводных крыльях. Теплоходы на подводных крыльях "Ракета", "Метеор" и другие заслужили высокую оценку и признание не только у нас в стране, но и за рубежом.

Страницы: 1 2

Историография Крымского ханства в XX века.
Говоря развитии историографии Крыма и Крымского ханства в частности в XXвеке можно упомянуть слова известного ученого, доктора исторических наук Возгрина В.Е.: «…о Крыме, этом в буквальном смысле слова «опытном поле Истории», до сих пор ни в СССР, ни за рубежом не создан общеисторический труд. И даже наиболее крупные работы, написанные ...

Происхождение феодальных отношений на Руси.
Каким же образом создался и у нас на Руси порядок, близкий к западноевропейскому феодализму? В предшествующей лекции была отмечена одна из основных при­чин, породивших этот порядок, господство натурального, сельского хозяйства, установившееся у нас на Руси с прибытием татар, в связи с истощением народного капитала. Это обстоятельство, к ...

Туркменистан
В период распада СССР Туркмения впервые в истории получила возможность стать независимым государством: 22 августа 1990 г. был провозглашен суверенитет, а 27 октября 1991 г. принят закон о независимости. Туркменистан - государство на западе средней Азии, на берегу Каспийского моря. Территория - 488,1 тыс. км2. Столица - Ашгабат (Ашхабат ...