Развитие гражданского судостроенияСтраница 1
До Великой Октябрьской социалистической революции морской транспортный флот в России почти не строился. В 1913 г. доля русского гражданского судостроения составляла менее 0,1 % общего объема судостроения, а тоннаж русского торгового флота равнялся лишь 2,1 % мирового. Почти все внешнеторговые морские перевозки осуществлялись на зафрахтованных иностранных судах. Но и тот небольшой торговый флот, которым располагала перед первой мировой войной царская Россия (около 700 судов валовой вместимостью примерно 900 тыс. per. т), состоял из старых, технически несовершенных судов.
В речном судостроении Россия занимала ведущее положение. Русские речные пассажирские суда были лучшими в мире, в теплоходостроении русские судостроители на много лет опередили зарубежных.
Большие потери торгового флота в первую мировую войну еще более обострили и без того огромную нехватку судов. Перед молодым Советским государством в первые годы своего существования встала трудная задача — практически заново создать судостроительную промышленность. Началом советского морского судостроения считают закладку в 1925 г. на Балтийском судостроительном заводе в Ленин первой серии советских лесовозов грузоподъемностью по 3000 т. Затем было построено еще пять серий лесовозов и несколько рефрижераторных судов. В 1931 г. начали строить первые советские рыболовные траулеры, буксиры, пассажирские суда.
Перед Великой Отечественной войной на Балтийском заводе было построено четыре самых в то время мощных ледокола водоизмещением по 11 000 т с паровыми машинами мощностью 7350 кВт.
Благодаря успехам всего народа за годы первых пятилеток морской флот нашей страны достиг довоенного уровня и уже более чем на половину состоял из судов отечественной постройки.
Нападение фашистской Германии на Советский Союз нанесло судостроительной промышленности нашей страны огромный ущерб. Но к концу первой послевоенной пятилетки судостроительные заводы были полностью восстановлены и значительно реконструированы.
В послевоенный период советские судостроители постигли больших успехов в области освоения новой прогрессивной технологии и улучшения организации производства. Был осуществлен переход от клепки судовых корпусов к сварке, освоены секционный и блочный методы постройки судов, механизирован и автоматизирован ряд ручных трудоемких процессов по обработке корпусной стали и изготовлению корпусных конструкций, внедрена новая технология монтажных и корпусодостроечных работ и пр.
В 50—60-х годах в Советском Союзе были построены серии сухогрузных судов грузоподъемностью от 5000 до 16 000 т типов "Днепрогэс", "Пятидесятилетие комсомола", "Полтава" и "Бежица", "Ленинский комсомол", новые крупнотоннажные сухогрузы типов "Славянск" и "Капитан Кушнаренко", большие серии лесовозов грузоподъемностью 5000 т типов "Павлин Виноградов" и "Вытегралес", серии танкеров типов "Казбек", "Великий Октябрь", "Прага" и "София" грузоподъемностью соответственно 10 000, 15 000, 30 000 и 50 000 т, суда для перевозки навалочных грузов типа "Балтика" грузоподъемностью 35 000 т, ледокольно-транспортные суда типа "Амгуэма", пассажирские суда каботажного плавания типа "Киргизстан", морские железнодорожно-пассажирские паромы типа "Советский Азербайджан".
Промысловый флот нашей страны в эти годы получил десятки мощных промысловых баз различного назначения и сотни добывающих судов. Среди них краборыбоконсервные плавучие заводы типа "Андрей Захаров", большие рефрижераторно-морозильные рыболовные траулеры типа "Маяковский", морозильные суда типа "Севастополь", "Янтарный", транспортные рефрижераторы типа "Сибирь" и др.
Речной флот в этот период пополнился большим количеством первоклассных сухогрузных высокоавтоматизированных теплоходов типа "Волго-Дон" грузоподъемностью 5300 т, танкерами грузоподъемностью 5000 т, мощными буксирами-толкачами, способными буксировать секционные составы общей грузоподъемностью до 20 000 т, крупнейшими комфортабельными пассажирскими дизель-электроходами "Ленин" и "Советский Союз", различными катерами для местных линий, большим количеством несамоходных барж и другими судами.
Значительный вклад в развитие отечественного судостроения внесли конструкторы и судостроители, создавшие в 50—60-х годах серии новых судов на подводных крыльях. Теплоходы на подводных крыльях "Ракета", "Метеор" и другие заслужили высокую оценку и признание не только у нас в стране, но и за рубежом.
Последняя фаза цивилизации: эпоха эллинизма. У истоков
эллинизма
В то время когда самые мощные греческие полисы истощали себя в междоусобных войнах, на севере Балканского полуострова крепло молодое государство — Македония. При царе Филиппе II, создавшем самую сильную в ту эпоху армию, Македония все активнее стала вмешиваться в политическую жизнь Греции, а вскоре вступила в военный конфликт с Афинами, ...
Начало строительства
социалистической культуры
Советская власть решила сделать образование, науку, культуру достоянием всего народа. «Раньше весь человеческий ум, весь его гении творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же,— говорил В. И. Ленин в январе 1918 г.,— все чудеса техники, все ...
Средневековая европейская цивилизация
Под «средневековой цивилизацией Запада» мы склонны понимать тот тип общества, который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и христианских традиций. От античности этот тип общества унаследовал идеи империи, понтификального авторитета, римского права и собственности. От варварства средневековая цивилизация ...