Легизм.
Основатель легизма - Шан Ян (390 - 338 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в трактате ("Книга правителя области Шан"). Шан Ян был министром земледелия в период территориальной раздробленности, является инициатором реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Ещё один теоретик легизма - Хан Фэй (III в. до н. э), создатель трактата "Об искусстве управления". Это учение существенно отличалось от предшествующих концепций. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике осуществления власти. В целом, вся концепция пронизана:
а) враждебностью по отношению к людям;
б) уверенностью, что посредством насильственных мер, людей можно подчинить желательному порядку.
Основные положения:
1. Невозможность возврата к старине.
2. Принцип этатизма: интересы государства превыше всего.
3. Основное назначение государства - противостоять злому началу (природе) человека. Человек - это источник социального зла.
4. Понятие идеального государства включает в себя:
а) сильную верховную власть;
б) вооруженную на высшем уровне армию;
в) централизованность государства;
г) ограничение произвола чиновников и местных правителей;
д) единый порядок и законы.
5. Роль законов. Законы должны быть едиными и равными для всех. Люди должны быть равны перед законом. Закон - это наказание. Главный метод государственного управления - метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким: широкое применение объективного вменения и смертной казни ( в основном, необходимо использовать мучительные виды смертной казни).
6. Осуждение милосердия и гуманизма.
7. Отношение между властью и народом рассматривалось как противоборство враждующих сторон.
8. Поощрение земледелия, и вообще - трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных занятий, таких как искусство и торговля.
9. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн.
10. Образ идеального правителя. Идеальный правитель должен:
а) внушать страх своему народу;
б) быть таинственным;
в) контролировать чиновников и никому не доверять;
г) принимать политические решения, исходя из того, что никому нельзя доверять.
Значение концепции легистов: многие их принципы были применены на практике. Положительный аспект этого - образование в Китае сильного централизованного государства, отрицательный - установление в стране деспотического правления. В II - I в.в. до н. э конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов отмирает. Даосизм переплетается с буддизмом, и его влияние на политическую идеологию постепенно убывает.
Стоянки палеолита в Южном Казахстане, Центральном и
Северо-восточном Казахстане
Ранний и средний палеолит. Наиболее древний период человеческой истории называется ранний или нижний палеолит и охватывает время от 700 до 100 тысяч лет до н. э., средний палеолит (мустье) продолжался от 100 до 35 тысяч лет до н. э. Первые люди были охотниками, они охотились на крупных животных — слона, мамонта, носорога, оленя, сайгу.В ...
Рождение царя
Удары большого колокола Успенского собора Кремля нарушили утреннюю тишину столицы. Благовест подхватили сотни колоколов московских церквей и монастырей. Веселый перезвон и торжественные молебны продолжались весь день 30 мая 1672 года – так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду. Праздник назывался государскою всемир ...
Буржуазные реформы 60 – 70-х годов XIX века. Причины падения крепостного права. Революционная
ситуация 1859 – 1861 гг.
Обострение общего кризиса крепостничества, углубление и рост социальных противоречий, особенно усилившихся после поражения царизма в Крымской войне, показавшей гнилость политического режима и технико-экономическую отсталость крепостнического государства, оказали сильное влияние на общественную и политическую жизнь России.
Положение, ...
