Политические и правовые учения в России во втор. пол. 17 вв. и пер. пол. 18 вв

Историческая летопись » История политических и правовых учений » Политические и правовые учения в России во втор. пол. 17 вв. и пер. пол. 18 вв

Начало XVII в. получило в истории название Смутного времени. В этот период времени царили политическая неразбериха и обострение социальных противоречий. Это послужило причиной для восстания под предводительством Ивана Болотникова.

Восстание Ивана Болотникова в 1606— 1609 гг. было направлено против засилья бояр и боярского царя Василия Шуйского

Восстание имело целью уничтожить бояр и присвоить их имущество и земли. При этом присоединившимся к восставшим было обещано передать в собственность отнятое у знати.

Восстание под предводительством Степана Разина

проходило в 1670— 1671 гг. и имело схожие цели. Разин призывал к уничтожению бояр и всей структуры управления государством. Сами же восставшие создавали свои органы власти по образцу казачьего самоуправления.

В конце XVII — начале XVIII вв. в России складывается абсолютная монархия. Реформы Петра I частично ликвидировали устаревшие феодальные институты. Дворянство становится привилегированным сословием. Оно активно включается и в политическую жизнь страны.

Большое значение для развития учений о политике и праве имела европеизация всех сфер жизни русского общества. Многие из мыслителей конца XVII — начала XVIII вв. выступали за установление абсолютизма. Это были ближайшие сподвижники и ученики самого Петра. В своих концепциях они использовали теорию естественную права. В их числе был и священнослужитель Феофан Прокопович (1681 — 1736).

Ему принадлежит заслуга теоретического обоснования сущности реформ Петра I. Он требует от священнослужителей подчинения царю. Высоко оценивает Прокопович разделение труда. Касаясь власти монарха, Прокопович говорит, что государь ответствен лишь перед Богом, милостью которого он правит. Власть монарха есть результат соглашения между ним и народом. Прокопович отвергает демократическую и аристократическую формы правления.

Василий Никитич Татищев (1686—1750)

также выступает как сторонник теории естественного права. Естественным для человека состоянием является воля. Но при такой свободе он все же вынужден ограничивать себя. Такие ограничения он делит на три вида:

1) по природе (власть родителей);

2) по договору (отношения найма между хозяином и слугой);

3) по принуждению (рабство или невольничество).

Первые два ограничения имеют отношение к происхождению государства. Власть монарха подобна родительской. «Общенародия или республики» основаны на договоре. Договор рассматривается Татищевым как основа всякого государства, в том числе и монархического. Формы правления зависят от ряда объективных условий: местоположения, размера территории и состояния населения.

«Соляной поход» и вторая кампания несотрудничества
Несмотря на поражение первой кампании гражданского неповиновения, обстановка в Индии за эти годы во многом изменились. Главное – изменилась психология людей: исчез рабский страх перед колонизаторами, перед силой их власти и всем репрессивным аппаратом подавления. Взамен раболепного преклонения перед белым господином у народа пробудилось ...

Разрушение Храма
В тот день впервые пришлось отменить жертвоприношение в Храме, потому что в городе не оказалось ни одного пригодного для этой цели барана. Сообщили евреям волю римлянина - без кровопролития сдать Храм. Они ответили категорическим «нет». И тогда началось сражение за Храм. Евреи героически сражались за каждую пядь земли. Однако римляне на ...

Горбачев в референдуме не участвовал
Экс-президент СССР заявил представителям, что он во всероссийском референдуме 25 апреля не участвовал. Михаил Горбачев объяснил это не проявление безразличия, а политической позицией. По его мнению многие из ныне владействующих столь серьезно подмочили свою репутацию. Этот съезд и верховный совет отдали законодательные полномочия презид ...