Аренда и ростовщичество
Страница 3

Историческая летопись » Законы Хаммурапи как исторический источник » Аренда и ростовщичество

Кредиторы, видимо, нередко принуждали своих должников отдавать им в " аренду " землю в счет уплаты долга, причем даже и землю на которой уже зреет урожай. Доход кредитора от такой " сделки " мог значительно превышать сумму долга вместе с процентами. Такое злоупотребление Законы Хаммурапи запрещают ( п. 49 - 51 и 66 ). Законы Хаммурапи содержат положение, согласно которому должник в случае неурожая может переписать долговую расписку на следующий год и освобождается от уплаты процентов за этот дополнительный год ( п. 47 и 48 ).

В Законах Хаммурапи имеется также и ряд других статей, направленных на ограничение ростовщичества и защиту свободных общинников от злоупотреблений со стороны кредиторов. Так, устанавливается предельный размер ссудного процента: 33% с хлеба и 20% с серебра ( п. 89 )

"Если тамкар отдаст хлеб или серебро в долг под проценты, то на 1 курру он может взять 100 ка зерна как процент - если он отдал в долг под проценты серебро, то на 1 сикль серебра он может взять 1/6 сикля и 6 ще как процент ".

Кредитор, взыскавший более высокий процент, " теряет то, что дал " ( п. 91 ). Определена также ответственность кредитора за всякого рода мошеннические махинации при расчетах ( п. 92 - 94 ), причем в некоторых случаях спорная сумма могла быть взыскана с недобросовестного кредитора в двойном размере. Должник имел право расплачиваться с кредитором любыми материальными ценностями, а не только теми, которые взял в долг ( т. е. , например, зерном вместо денег и т. п. - п. 96 ). Самоуправное изъятие имущест-ва в счет долга карается утерей прав на получение долга с возвращением должнику всего изъятого ( п. 113 ).

"Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и без ведома хозяина хлеба возьмет хлеб из житницы или с гумна, то этого человека должно изобличить во взятии им хлеба из житницы или с гумна без ведома хозяина хлеба, и он должен вернуть весь взятый им хлеб, а также теряет все, данное им в долг ".

Законы содержат также статьи, ограничивающие долговое рабство, по которым свободно рожденный человек, отданный в долговую кабалу или проданный в рабство, подлежит освобождению через три года ( п. 117 ). Характерно, что Законы Хаммурапи избегают употреблять термин " раб " по отношению к таким людям. В Старовавилонский период для обеспечения уплаты долга существовал особый институт непутум " заложников ". В отличие от случая долговой кабалы такой заложник брался насильственно заранее и содержался как бы в частной долговой тюрьме в обеспечение уплаты. Здесь тоже происходили различные злоупотребления, которые Законы Хаммурапи запрещают ( п. 114 и 116 ). В частности, если заложник умрет в доме своего кредитора " от дурного обращения ", то кредитор отвечает как за убийство, а также теряет право на взыскание долга.

"Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев и дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить своего тамкара, если взятый в залог - сын человека, то должно убить его сына, если он - раб человека, он должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все, данное им в долг ".

Страницы: 1 2 3 4

Воссоединение Украины с Россией. Дальнейшее укрепление русско-украинских связей
В ходе освободительной войны украинский народ все больше осознавал, что окончательная победа над захватчиками возможна лишь в тесном союзе с братским русским народом. Выражая извечное стремление трудящихся Украины к воссоединению с Россией, Богдан Хмельницкий последовательно и настойчиво боролся за его осуществление. На протяжении 1651 ...

Ополчение
Со смертью Вора русские люди получили возможность соединиться для отпора полякам, и с пор Смута в дальнейшем своем развитии получает преимущественно характер национальной борьбы, в которой русские стремятся освободиться от польского гнета, ими же в значительной степени и допущенный. Московское государство в это время представляет собой ...

Просветительское направление в истории политико-правовой мысли 18 в
Век Просвещения, как часто называют XVIII век, был временем наивысшего развития гуманистических и рационалистических начал, существовавших в буржуазной политико-правовой идеологии. Острый кризис феодализма, неизбежность и близость революционных преобразований в наиболее развитых странах, союз буржуазии с народом в общей борьбе против фе ...