Политическое учение анархизма (Прудон, Бакунин, Кропоткин)
Наиболее значительные теоретики анархизма XIX в. — Пьер Жозеф Прудон, Макс Штир-нер, Михаил Александрович Бакунин.
Макс Штирнер
обрушивает критику на все ценности, связанные с государством, обществом, религией. Он полагает, что человек единствен, потому что неповторим. У людей есть лишь одна общая черта — каждый из них своеобразен.
Вся человеческая история представляется стремлением идеализировать действительность. Это посягательство на основной принцип Я, на его единственность. Поэтому абстракции (Бог, государство, общество, человечество) возводятся в культ. Они подчиняют себе конкретного человека, становятся объектом его поклонения. Освобождение человека мыслится как очищение его сознания от представлений, противоречащих его воле.
Государство ставит перед собой лишь одну цель — подчинить человека. Государство — враг человека.
Индивидуалистический анархизм Штирнера опирается на чуждое человеку давление социальной среды. Общество должно быть союзом единственных, автономных индивидов.
Пьер Прудон
призывает:
1) ликвидировать все существующие формы эксплуатации человека;
2) заменить фиктивные конституции законами, соответствующими социальному пониманию справедливости Общественный идеал
— общество, где люди равны и объединены в союзы трудящихся. Производство должно основываться на разделении труда. Экономика должна базироваться на товарообмене. К такому обществу можно прийти путем революции, коренного переворота жизни общества. Способ избежать социальной несправедливости — упразднение государственных и правовых институтов. Для защиты своих интересов власти предержащие создают законы. Государство подавляет трудящиеся слои с помощью прямого насилия и законов. Главный порок капиталистического общества — несправедливый обмен результатов труда.
Михаил Бакунин
видел свободу человека в следовании естественным законам. Задачей общества являются эмансипация и гуманизация. Только на основе коллективной трудовой деятельности и солидарности возможно справедливое общество.
Свобода оказывается возможной для одного человека лишь с его признанием свободы другого. В этом заключается цель истории. Ее результатом должны стать свобода, равенство и братство людей.
Марксистскую идею о диктатуре пролетариата Бакунин отвергает неслучайно. Диктатура пролетариата выльется в бюрократическое общество. В нем меньшая часть пролетариата будет навязывать с помощью диктата свою волю большинству. Сосредоточение собственности в руках государства дает огромное преимущество. Им не преминут воспользоваться. Пролетариат должен не осуществлять диктатуру, а разрушить государство как таковое.
Быт древних людей на Горбуновском торфянике
Люди жили племенами (общинами), у них было единство племенного состава. Они сооружали деревянные сооружения на болотах. Это доказывает то, что они умели пользоваться деревом для своих построек. Так что население жило не только в землянках, но и в деревянных постройках, просто они не сохранились до нашего времени.
Средства к существован ...
Социальная организация и структура монгольского общества и Золотой орды в
советской и российской историографии
Отличительной особенностью значительной части имеющейся историографии является ее резкое разделение на два основных направления: апологетическое и ниспровергательное.
Представители первого превозносят до небес роль Чингисхана в событиях на рубеже ХП-ХШ вв., оценивая ее только положительной даже прогрессивную. Представители второго, нао ...
Заключение.
В войнах Древнерусского государства развивались стратегия и тактика, организация вооруженных сил. Русское войско выделялось своей сплоченностью и моральной стойкостью. Помимо княжеских дружин, составлявших ядро русской рати, большое значение имели городские ополчения. Многое решал личный пример князей в бою. Именно за счет этого русская ...