Политическое учение анархизма (Прудон, Бакунин, Кропоткин)

Историческая летопись » История политических и правовых учений » Политическое учение анархизма (Прудон, Бакунин, Кропоткин)

Наиболее значительные теоретики анархизма XIX в. — Пьер Жозеф Прудон, Макс Штир-нер, Михаил Александрович Бакунин.

Макс Штирнер

обрушивает критику на все ценности, связанные с государством, обществом, религией. Он полагает, что человек единствен, потому что неповторим. У людей есть лишь одна общая черта — каждый из них своеобразен. Самая подробная информация каминные порталы белые у нас.

Вся человеческая история представляется стремлением идеализировать действительность. Это посягательство на основной принцип Я, на его единственность. Поэтому абстракции (Бог, государство, общество, человечество) возводятся в культ. Они подчиняют себе конкретного человека, становятся объектом его поклонения. Освобождение человека мыслится как очищение его сознания от представлений, противоречащих его воле.

Государство ставит перед собой лишь одну цель — подчинить человека. Государство — враг человека.

Индивидуалистический анархизм Штирнера опирается на чуждое человеку давление социальной среды. Общество должно быть союзом единственных, автономных индивидов.

Пьер Прудон

призывает:

1) ликвидировать все существующие формы эксплуатации человека;

2) заменить фиктивные конституции законами, соответствующими социальному пониманию справедливости Общественный идеал

— общество, где люди равны и объединены в союзы трудящихся. Производство должно основываться на разделении труда. Экономика должна базироваться на товарообмене. К такому обществу можно прийти путем революции, коренного переворота жизни общества. Способ избежать социальной несправедливости — упразднение государственных и правовых институтов. Для защиты своих интересов власти предержащие создают законы. Государство подавляет трудящиеся слои с помощью прямого насилия и законов. Главный порок капиталистического общества — несправедливый обмен результатов труда.

Михаил Бакунин

видел свободу человека в следовании естественным законам. Задачей общества являются эмансипация и гуманизация. Только на основе коллективной трудовой деятельности и солидарности возможно справедливое общество.

Свобода оказывается возможной для одного человека лишь с его признанием свободы другого. В этом заключается цель истории. Ее результатом должны стать свобода, равенство и братство людей.

Марксистскую идею о диктатуре пролетариата Бакунин отвергает неслучайно. Диктатура пролетариата выльется в бюрократическое общество. В нем меньшая часть пролетариата будет навязывать с помощью диктата свою волю большинству. Сосредоточение собственности в руках государства дает огромное преимущество. Им не преминут воспользоваться. Пролетариат должен не осуществлять диктатуру, а разрушить государство как таковое.

Греческий полис как социально-политический организм
Архаический период VIII – VI вв. до н. э. был временем формирования социально-расчлененного общества и государства в форме полисного строя. Это был новый путь развития, отличный от того пути, которым шли в свое время древневосточные общества и древнейшие греческие государственные образования II тысячелетия до н. э. (общества древнего Кр ...

Упадок папства в XIV в. Соборное движение
В начале XIV в. политическая ситуация в Западной Европе коренным образом изменилась. Далеко продвинулся процесс государственной централизации. Начали формироваться национальные государства. Королевская власть подчиняла своему господству феодальную знать – светскую и церковную. Духовенство лишалось привилегий – освобождения от налогов и ...

Николай II – трус или патриот?
Николай II. Что мы знаем о нем? «Грубый, бессердечный, способный только есть, пить и эксплуатировать рабочих с крестьянами…»[4] - так рассказывали о нем раньше. Но так ли это на самом деле? «Совершенное ничтожество на троне», «коварный и лживый византиец, недалекий и необразованный», «трусливая и мстительная натура», «прекрасной души че ...