Политическое учение анархизма (Прудон, Бакунин, Кропоткин)

Историческая летопись » История политических и правовых учений » Политическое учение анархизма (Прудон, Бакунин, Кропоткин)

Наиболее значительные теоретики анархизма XIX в. — Пьер Жозеф Прудон, Макс Штир-нер, Михаил Александрович Бакунин.

Макс Штирнер

обрушивает критику на все ценности, связанные с государством, обществом, религией. Он полагает, что человек единствен, потому что неповторим. У людей есть лишь одна общая черта — каждый из них своеобразен.

Вся человеческая история представляется стремлением идеализировать действительность. Это посягательство на основной принцип Я, на его единственность. Поэтому абстракции (Бог, государство, общество, человечество) возводятся в культ. Они подчиняют себе конкретного человека, становятся объектом его поклонения. Освобождение человека мыслится как очищение его сознания от представлений, противоречащих его воле.

Государство ставит перед собой лишь одну цель — подчинить человека. Государство — враг человека.

Индивидуалистический анархизм Штирнера опирается на чуждое человеку давление социальной среды. Общество должно быть союзом единственных, автономных индивидов.

Пьер Прудон

призывает:

1) ликвидировать все существующие формы эксплуатации человека;

2) заменить фиктивные конституции законами, соответствующими социальному пониманию справедливости Общественный идеал

— общество, где люди равны и объединены в союзы трудящихся. Производство должно основываться на разделении труда. Экономика должна базироваться на товарообмене. К такому обществу можно прийти путем революции, коренного переворота жизни общества. Способ избежать социальной несправедливости — упразднение государственных и правовых институтов. Для защиты своих интересов власти предержащие создают законы. Государство подавляет трудящиеся слои с помощью прямого насилия и законов. Главный порок капиталистического общества — несправедливый обмен результатов труда.

Михаил Бакунин

видел свободу человека в следовании естественным законам. Задачей общества являются эмансипация и гуманизация. Только на основе коллективной трудовой деятельности и солидарности возможно справедливое общество.

Свобода оказывается возможной для одного человека лишь с его признанием свободы другого. В этом заключается цель истории. Ее результатом должны стать свобода, равенство и братство людей.

Марксистскую идею о диктатуре пролетариата Бакунин отвергает неслучайно. Диктатура пролетариата выльется в бюрократическое общество. В нем меньшая часть пролетариата будет навязывать с помощью диктата свою волю большинству. Сосредоточение собственности в руках государства дает огромное преимущество. Им не преминут воспользоваться. Пролетариат должен не осуществлять диктатуру, а разрушить государство как таковое.

Причины, характер и основные этапы первой мировой войны. Экономические причины возникновения Первой мировой войны
В XX век мир вступил в условиях сокрушительного промышленного кризиса 1900 -1901 гг. Он начался почти одновременно в США и России и вскоре кризис стал всеобщим, охватив Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию, Бельгию и другие страны. Кризис поразил металлургическую промышленность, затем затронул химическую, электротехническую и стро ...

Ремесло и торговля
Развитие ремесленного производства и обмена связано с дальнейшим углублением общественного разделения труда. Еще в древности сложились города как административные, культовые, торговые и ремесленные центры. Известно около 200 названий городов, первое упоминание которых в источниках относится ко времени задолго до новой эры или к первым в ...

Развитие внешнеполитического процесса в первой половине ХХ века как формирование предпосылок  его развития после Второй мировой войны.
Потенциальное развитие ситуации и ее результаты были предсказаны еще в начале века. Посол США в Великобритании Р.Пейдж в 1913 году, еще до начала Первой Мировой войны, писал президенту Вильсону: «Будущее мира принадлежит нам. Англичане растрачивают свой капитал… Что же мы сделаем с мировым господством, которое явно переходит к нам в рук ...