Теории «возрожденного» естественного праваСтраница 1
Различение права естественного и права искусственного, проведенное древнегреческой мыслью, было затем поддержано многими авторами последующих эпох.
Г. Кельзен (1881 — 1973)
— австрийский философ права, написал работу «Чистая теория права» (1934 г.), где была изложена теория позитивного (т.е. существующего и действующего) права. Предметом изучения теории права, по Кельзену, являются законодательные нормы, их элементы, взаимоотношения, правопорядок и структура, отношения между различны- ми видами правопорядка.
Цель теории
— снабдить юриста (правоведа и практика) пониманием и описанием позитивного права (законодательства) их страны. Такая I теория выводит свои понятия исключительно из I содержания позитивных законодательных норм. ' Эта теория не должна поддаваться влиянию мотивов и страстей, а также намерению законодательных властей или желаниям и интересам индивидов по отношению к содержанию закона
Согласно этой гипотезе универсальным логическим предположением значимости позитивного права является основная норма.
Эта I
норма призвана вводить все официальные действия должностных лиц в контекст правопорядка, а также придавать правосоздающим актам должностных лиц и граждан общезначимый характер. Суть этой теоретической конструкции Кельзен передает при помощи аналогий. Так,. основную норму можно представить как «самую первую из конституций» (с учетом формулы «конституция как основной закон государства»).
Различение права естественного и права искусственного было поддержано многими авторами. Так, в XX в. новый подход к этой теме был развит неокантианцами (Р. Штаммлером
и др.), и толкование права стало включать в свой предмет присущее норме требование справедливости. Появилась концепция естественного права с исторически меняющимся содержанием.
Согласно концепции Фуллера
правовая норма как сочетание должной цели и должных средств представляет собой моральную ценность. Мораль приобретает в естественно-правовой концепции конкретный характер, в то время как для теории «чистого» права и «чисто юридической» трактовки событий и конфликтов мораль является характеристикой безразличной, несущественной. Фуллер не противопоставляет позитивное право и естественное право, а только право и неправо.
Рональд Дворкин
предложил другую характеристику моральности в праве. Так, позитивное право должно подвергаться оценке не только с инструментальной, но также и с моральной точки зрения. Фундаментальные субъективные права образуют принципы и критерии, которые должны браться за основу морального измерения права сточки зрения справедливости. Главным и определяющим принципом является право на равенство, по-другому — «право на равное уважение и обращение». В 1950-х гг. Артур Кауфман
выступил против возведения в абсолют элемента исторической изменчивости в содержании права и подчеркнул, что естественно-правовое восприятие права основано на признании и допущении постоянного наличия и действия внепозитивных правовых принципов. Он соглашался с восприятием права как исторически меняющегося феномена, в содержание которого включаются некоторые внеюридические факторы. В концеXX в. с новыми толкованиями естественно-правовой традиции выступили Дж. Роулс
и Дж. Финнис
Дж. Роулс основывает теорию справедливости на аристотелевской концепции распределяющей справедливости, взятой в упрощенном виде (блага, существующие в обществе, должны распределяться на основании взаимных требований людей и на основании равенства). Роулс использует конструкцию-понятие «первичные блага, которые подлежат распределению». В их число он включает свободу, равные возможности, определенный уровень материального достатка.
Церковная юрисдикция. Инквизиция
Одна из наиболее важных привилегий церкви заключалась в праве на собственную юрисдикцию, на свой собственный суд. Лица, принадлежащие к церкви, будь то монахи или крестьяне, работавшие на монастырской земле, должны были судиться в церковных судах (за некоторыми исключениями) не только по гражданским спорам, но и за уголовные преступлени ...
Сатьяграха, ахимса, свадеши и сварадж в учении Ганди
Ахимса, свадеши, сварадж и сатьяграха — четыре столпа политической теории и практики Ганди. Конечно, политические взгляды Махатмы неразрывно связаны с его религиозными, нравственными и философскими убеждениями. И в полной мере постигнуть суть только лишь одной из этих подсистем без глубокого изучения других невозможно. Тем не менее, огр ...
Писатели - бойцы
Октябрьская революция и гражданская война привели в Красноярск массу новых людей, среди которых было немало замечательных лиц.
На рассвете 4 января 1920 года бойцы Пятой армии вступили в пределы Красноярска[13]. В политотделе армии начальником иностранного отдела был чех, большевик Ярослав Гашек
, ставший впоследствии замечательным пис ...