Теория государственного и народного суверенитета в истории политико-правовой мысли
Страница 2

Историческая летопись » История политических и правовых учений » Теория государственного и народного суверенитета в истории политико-правовой мысли

Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Вступая в полемику с Монтескье и другими просветителями, Руссо доказывал, что политическая свобода возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ. Свобода, по определению Руссо, состоит в том, чтобы граждане находились под защитой законов и сами их принимали. Исходя из этого он формулирует и определение закона. "Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон".

Механизм выявления интересов суверенного народа Руссо раскрывает с помощью понятия общей воли. В связи с этим он проводит различие между общей волей (volonte generate) и волей всех (volonte de tous). Согласно разъяснениям мыслителя воля всех представляет собой лишь простую сумму частных интересов, тогда как общая воля образуется путем вычитания из этой суммы тех интересов, которые уничтожают друг друга. Иными словами, общая воля — это своеобразный центр (точка) пересечения волеизъявлений граждан.

Народный суверенитет имеет, согласно учению Руссо, два признака — он неотчуждаем и неделим. Провозглашая неотчуждаемость суверенитета, автор "Общественного договора" отрицает представительную форму правления и высказывается за осуществление законодательных полномочий самим народом, всем взрослым мужским населением государства. Верховенство народа проявляется в том, что он не связан предшествующими законами и в любой момент вправе изменить даже условия первоначального договора.

Подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против доктрины разделения властей. Народоправство, считал он, исключает необходимость в разделении государственной власти как гарантии политической свободы. Для того чтобы избежать произвола и беззакония, достаточно, во-первых, разграничить компетенцию законодательных и исполнительных органов (законодатель не должен, например, выносить решения в отношении отдельных граждан, как в Древних Афинах, поскольку это компетенция правительства) и, во-вторых, подчинить исполнительную власть суверену. Системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.

Страницы: 1 2 

А. Луцкевич в «нашенивский период» (1906-1915)
Важнейшим моментом в национальном уважении Белоруссии было появлении легальной печати на белорусском языке. Еще в 1906 г. зародились первые издательства, имеющие своей целью разбудить белорусское самосознание. Так в Минске вышла белорусская газета на русском языке «Голос Белоруссии», которая была закрыта еще на первом номере. Активнейш ...

«Новая демократия» В.Вильсона
Раскол в рядах республиканцев позволил одержать победу на президентских выборах 1912 г. кандидату от Демократической партии Вудро Вильсону. В прошлом профессор истории и права Принстонского университета, Вильсон завоевал доверие избирателей, пребывая на посту губернатора штата Нью-Джерси. Свою предвыборную программу он назвал «новой сво ...

Теория социального государства
Вообще слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «социальным» в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под «социальным государством» понимается государство, обладающее ...