Изменение состава буржуазии
Страница 1

Историческая летопись » Роль предпринимательства в экономике России первой половины XIX века » Изменение состава буржуазии

Большинство владельцев хлопчатобумажных мануфактур того времени вышло из помещичьих крестьян, часть — из городских низов. Весьма характерен в этом отношении регион Иванова. Здесь почти все хлопчатобумажные мануфактуристы в прошлом были крепостными Шереметевых. Из той же социальной группы вышли владельцы хлопчатобумажных предприятий соседних с Ивановом регионов Московской губернии. Так, основатель весьма разветвленного рода Морозовых — Савва происходил из крепостных крестьян Богородского уезда Московской губернии. Процесс выкупа разбогатевших крестьян-предпринимателей отличался сложностью и нередко сопротивлением со стороны владельца. Тем не менее в 20 — 30-х годах ряду мануфактуристов удалось добиться свободы.

Предпринимателей из государственных крестьян среди собственников хлопчатобумажных мануфактур было меньше, чем выходцев из помещичьих крестьян. Назовем основателя Трехгоркой мануфактуры В.И. Прохорова. Его отец был крестьянином Троице-Сергиева монастыря, а после секуляризации монастырских владений оказался в числе экономических крестьян, после чего мы встречаем его уже среди московских мещан, а затем — купцов.

Некоторые предприниматели-мануфактуристы вышли из посадских людей, например, знаменитый серпуховской род Коншиных. Его представители в начале XVIII в. занимались торговлей, в середине века основали парусно-полотняное заведение, перейдя в начале XIX

в. на организацию хлопчатобумажного производства.

Значение дворянского сословия в предпринимательской деятельности в первой половине XIX в. не было велико. Помещики обращали внимание прежде всего на организацию производства в своих имениях. Сукноделие, а также писчебумажное производство, выработка стекла, хрусталя и, конечно, винокурение оставались дворянскими отраслями промышленности, где применялся труд крепостных крестьян. Тем не менее и в Москве, и в Черноземном центре в сукноделии преобладали купеческие предприятия. Дворянские мануфактуры черноземных губерний, на которые приходилась основная масса поставок сукна в казну, были оборудованы гораздо хуже, чем купеческие предприятия. Паровые двигатели на них применялись редко. В первой половине XIX в. росла общая задолженность помещиков-мануфактуристов.

Вотчинным оставалось и свеклосахарное производство, возникшее в России в начале XIX в. В 30-е годы его центр переместился на Украину, где впоследствии сформировался основной район сахарного производства. В 40-е годы в этой сфере началось внедрение паровых машин, помещики были вынуждены не ограничиваться одним барщинным трудом крепостных крестьян, но прибегать к дополнительному найму рабочей силы. Появились первые купеческие свеклосахарные предприятия Яхненко и Симиренко в Киевской губернии.

Однако несмотря на значительное расширение купеческого предпринимательства в первой половине XIX

в., торговая деятельность городской буржуазии еще превалировала над промышленной. Торговля находилась в руках купцов трех гильдий и торгующих крестьян, с преобладанием третьегильдейского купечества и крестьянства. Именно эти группы торгующего населения быстро росли, что было связано с развитием внутреннего рынка. Купцы первой и второй гильдий по преимуществу вкладывали свои Капиталы во внутреннюю торговлю или в крупные промышленные предприятия.

Страницы: 1 2

Внешнеполитическая позиция Великобритании в условиях «Pax Americana»
Менее чем через месяц после террористических атак сентября 2001 года британский премьер-министр Тони Блэр выступил с мессианской речью на ежегодной конференции Лейбористской партии в Брайтоне. В ней он с воодушевлением говорил о «политике глобализации», об «ином измерении» в международных отношениях, о необходимости «переустройства окру ...

Развитие гражданского судостроения
До Великой Октябрьской социалистической революции морской транспортный флот в России почти не строился. В 1913 г. доля русского гражданского судостроения составляла менее 0,1 % общего объема судостроения, а тоннаж русского торгового флота равнялся лишь 2,1 % мирового. Почти все внешнеторговые морские перевозки осуществлялись на зафрахто ...

Паровые суда и железное судостроение
В 1807 г. по проекту американского инженера Роберта Фултона был построен колесный пароход "Клермонт", который считают первым в мире речным пароходом. На нем была установлена изготовленная в Англии паровая машина Уатта мощностью 21 л. с. I (15,4 кВт). Первый рейс пароход совершил по р. Гудзон со скоростью около 4,5 уз (8,5 км/ч ...