Торгово-промышленная политика правительства
Страница 1

Историческая летопись » Роль предпринимательства в экономике России первой половины XIX века » Торгово-промышленная политика правительства

Упадок старого гильдейского купечества, имевший объективные причины, усугублялся экономической и политической обстановкой начала XIX в. Вынужденное присоединение России к континентальной блокаде Англии — основного торгового партнера России тяжело отразилось на положении купечества. Война 1812 г. вызвала разорение многих купеческих семей: мануфактурные предприятия, находившиеся в Москве и прилегающих районах, сильно пострадали и далеко не все были восстановлены. «Фабрик целых осталось мало», — отмечали современники. Немногочисленные купеческие воспоминания об испытаниях 1812 г. сообщают о больших потерях этого сословия. «Сгорел наш дом и кладовые разбиты», — записал сын владельца шляпной фабрики Н.Ф. Котов — купец третьей гильдии.

Фритредерские тарифы 1816 и 1819 гг. привели к закрытию ряда русских фабрик, которые не могли выдержать иностранной конкуренции, а самими промышленниками эти тарифы считались более разорительными для русских мануфактур, чем война 1812 г. Из-за протестов промышленников, а также в связи с неблагоприятным положением финансов и торгового баланса правительство вновь вернулось в 1822 г. к протекционистскому тарифу. Тариф 1822 г. запрещал к ввозу или облагал повышенными пошлинами значительное число товаров: был запрещен ввоз 3110 видов товаров. Этот тариф способствовал подъему уровня промышленного производства, иностранные изделия постепенно вытеснялись с рынков, вырастали прибыли отечественных предпринимателей. Охранительный тарифный курс действовал до середины XIX в., но ставки его много раз менялись в зависимости от текущих потребностей.

Тарифная политика российского правительства была частью покровительственного курса по отношению к промышленности, проводившегося с конца XVIII в. Правительство учитывало просьбы купечества, выраженные в многочисленных записках и прошениях, однако в 50-е годы перешло от строго охранительной системы к политике умеренного протекционизма. Подготовка тарифа 1850 г., его бурное обсуждение в кругах предпринимателей свидетельствовали о возраставшей роли отечественной буржуазии. Ее представители участвовали в работе тарифного комитета, записки и прошения купцов обсуждались в Государственном совете. Покровительственный курс российского правительства по отношению к отечественной промышленности в первые десятилетия XIX в. помимо тарифной политики выразился в учете и других пожеланий и требований русской буржуазии. Были учреждены Мануфактурный и Коммерческий советы с отделениями в Москве, открыты промышленные учебные заведения, началось издание «Журнала мануфактур и торговли» и других специальных журналов и газет, в 1829 г. была организована первая публичная общероссийская выставка мануфактурных изделий. Впоследствии эти выставки стали регулярными.

Вместе с тем правительство не стремилось содействовать развитию купеческого предпринимательства путем государственного кредита. Если в XVIII в. казенные ссуды являлись одним из основных методов меркантилистской политики, а в начале XIX в., в годы континентальной блокады, отечественная промышленность нередко поддерживалась путем государственных ссуд, то с середины 20-х годов от этого средства государство практически отказалось. Из четырех банков, существовавших в России в первой половине XIX в., только один — Коммерческий — предназначался для кредитования промышленности. Однако выдача ссуд под товары занимала в его деятельности самое скромное место. Слабо был развит в Коммерческом банке и учет векселей, при этом размер ссуды под вексель определялся принадлежностью купца к той или иной гильдии. Наиболее широким кредитом пользовались крупные купцы, состоявшие в деловой связи с директорами. Зато помещикам Коммерческий банк выдавал значительные суммы. Государственный кредит в торговле и промышленности, таким образом, почти не ощущался.

В условиях России при замедленном обороте торговых капиталов (большие пространства, плохие средства передвижения) недостаток кредита заметно тормозил купеческое предпринимательство. В то же время правительство отрицательно относилось к учреждению частных банков. Тем не менее в течение первой половины XIX в. вследствие потребности в коммерческом кредите возникло несколько небольших частных банков.

Страницы: 1 2

Главный идеолог нового курса.
К моменту начала реформ он практически не был известен в стране. 35-летний доктор экономических наук, Е.Т. Гайдар . Не имевший опыта государственной деятельности, в ноябре 1991 г. был назначен заместителем председателя правительства России по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов. Е.Т. Гайдар и его единомышлен ...

Власть и политическая жизнь России в 1994 – 2000 гг.
В результате обострения борьбы за власть 12 мая 1999 г. Е.М. Примаков ушел в отставку. Новым премьер-министром 19 мая был утвержден министр внутренних дел С.В. Степашин. Многие считали правительство С.В. Степашина временным, призванным обеспечить спокойное проведение парламентских и президентских выборов, от итогов которых и будет завис ...

Черногория
Район Черногории в результате захвата побережья Венецией, а равнинной части османами сократился до горных районов. Формально Черногория входила в состав османского государства, но черногорцы успешно сопротивлялись распространению на свои земли фактической власти Порты. ...