Буржуазные реформы 60 – 70-х годов XIX века. Причины падения крепостного права. Революционная ситуация 1859 – 1861 гг.
Страница 2

Историческая летопись » Отмена крепостного права » Буржуазные реформы 60 – 70-х годов XIX века. Причины падения крепостного права. Революционная ситуация 1859 – 1861 гг.

Само крестьянство было не в состоянии отчётливо представить и определить цели и программу борьбы. Его идеологом явилась передовая русская интеллигенция, революционеры-демократы, положившие начало разночинскому этапу (1861-1895) в русском освободительном движении, возглавившие революционную борьбу крестьянства.

Важную роль в общественно-политической жизни России сыграла революционная деятельность А.И. Герцена. Покинув родину вследствие преследований со стороны царизма, Герцен повёл открытую борьбу с крепостничеством.

Через основанный совместно с Н.П. Огарёвым журнал “Колокол” он развернул широкую агитацию за освобождение крестьян, разоблачая пороки крепостнического строя. Некоторые колебания Герцена, связанные с надеждой достичь освобождения крестьян путём реформ, уступили место твёрдому убеждению в необходимости крестьянской революции.

Крупнейшими представителями и вождями революционной демократии явились идеологи крестьянской революции Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

Н.Г. Чернышевский (1828-1889) выступал за ликвидацию крепостного строя и самодержавия. Он считал, что решение любого вопроса современности может быть достигнуто только революционным путём. Во всех реформах, исходящих от “верхов”, он видел “мерзость”, которая не принесёт никакого облегчения народу. В дореформенный период Чернышевский выступал за освобождение крестьян с безвозмездной передачей им всей земли, а в пореформенный – призывал крестьян “к топору” для борьбы с самодержавием и крепостниками-помещиками, т.е. к крестьянской революции. Идеальное устройство общества Чернышевский видел в переходе от феодализма к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Чернышевский рассматривал крестьянство как класс, готовый к установлению социалистических отношений (утопический социализм). Крестьянскую общину он представлял в виде готовой ячейки социалистического общества, для существования которой необходимо освободить крестьян с землёй.

Другом Чернышевского и его соратником был Н.А. Добролюбов (1836-1861), полностью разделявший его воззрения. Блестящие критические статьи Добролюбова в “Современнике” разоблачали русскую действительность, призывая к свержению крепостного строя и царизма.

Политическая программа Чернышевского и Добролюбова сыграла огромную роль в объединении сил русских революционных демократов, боровшихся против самодержавного строя и всех остатков крепостничества.

Страницы: 1 2 

Теория конституционализма
Конституционализм – это идеал, к которому должно стремиться общество, идущее по пути свободы и социального прогресса. Данная концепция представляет собой не национальную или региональную, а универсальную, общечеловеческую идею, несмотря на специфику ее воплощения в тех или иных странах. В практическом же преломлении, несмотря на свою ун ...

Брестский мир. Мир жизненно необходим Советской республики
После принятия II Всероссийским съездом Советов ленинского Декрета о мире Советское правительство повело настойчивую борьбу за прекращение мировой войны и заключение всеобщего демократического мира. Борьба Советского правительства за мир отвечала коренным интересам трудящихся всех стран, измученных кровопролитной войной; они с горячим ...

Древние секреты левитации
По всему земному шару разбросаны огромные каменные сооружения, тайна возведения которых до сих пор не известна современной науке. Отличительной чертой всех мегалитов является то, что они построены из очень тяжелых каменных глыб. Ответ на закономерный вопрос: почему древние строители пользовались огромными, а не маленькими камнями, похо ...