Буржуазные реформы 60 – 70-х годов XIX века. Причины падения крепостного права. Революционная ситуация 1859 – 1861 гг.
Страница 2

Историческая летопись » Отмена крепостного права » Буржуазные реформы 60 – 70-х годов XIX века. Причины падения крепостного права. Революционная ситуация 1859 – 1861 гг.

Само крестьянство было не в состоянии отчётливо представить и определить цели и программу борьбы. Его идеологом явилась передовая русская интеллигенция, революционеры-демократы, положившие начало разночинскому этапу (1861-1895) в русском освободительном движении, возглавившие революционную борьбу крестьянства.

Важную роль в общественно-политической жизни России сыграла революционная деятельность А.И. Герцена. Покинув родину вследствие преследований со стороны царизма, Герцен повёл открытую борьбу с крепостничеством.

Через основанный совместно с Н.П. Огарёвым журнал “Колокол” он развернул широкую агитацию за освобождение крестьян, разоблачая пороки крепостнического строя. Некоторые колебания Герцена, связанные с надеждой достичь освобождения крестьян путём реформ, уступили место твёрдому убеждению в необходимости крестьянской революции.

Крупнейшими представителями и вождями революционной демократии явились идеологи крестьянской революции Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

Н.Г. Чернышевский (1828-1889) выступал за ликвидацию крепостного строя и самодержавия. Он считал, что решение любого вопроса современности может быть достигнуто только революционным путём. Во всех реформах, исходящих от “верхов”, он видел “мерзость”, которая не принесёт никакого облегчения народу. В дореформенный период Чернышевский выступал за освобождение крестьян с безвозмездной передачей им всей земли, а в пореформенный – призывал крестьян “к топору” для борьбы с самодержавием и крепостниками-помещиками, т.е. к крестьянской революции. Идеальное устройство общества Чернышевский видел в переходе от феодализма к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Чернышевский рассматривал крестьянство как класс, готовый к установлению социалистических отношений (утопический социализм). Крестьянскую общину он представлял в виде готовой ячейки социалистического общества, для существования которой необходимо освободить крестьян с землёй.

Другом Чернышевского и его соратником был Н.А. Добролюбов (1836-1861), полностью разделявший его воззрения. Блестящие критические статьи Добролюбова в “Современнике” разоблачали русскую действительность, призывая к свержению крепостного строя и царизма.

Политическая программа Чернышевского и Добролюбова сыграла огромную роль в объединении сил русских революционных демократов, боровшихся против самодержавного строя и всех остатков крепостничества.

Страницы: 1 2 

Формирование оппозиции.
С самого начала существования Июльской монархии по отношению к ней сложилась политическая оппозиция. Умеренные либералы во главе с О. Барро выступали за расширение избирательных прав, сокращение государственных расходов. Умеренные республиканцы во главе с А. Моррастом настойчиво требовали установления республики в стране, создания усл ...

К. Маркс и Ф.Энгельс о государстве и праве
Марксизм сложился как самостоятельная доктрина в 40-х гг. XIX в. Маркс писал, что решающие пункты нового мировоззрения были впервые научно изложены в работе "Нищета фил-фии" и в "Манифесте коммунистической партии". Пол-ко-правовая теория Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса {1820—1895) складывалась в процесс ...

Ополчение
Со смертью Вора русские люди получили возможность соединиться для отпора полякам, и с пор Смута в дальнейшем своем развитии получает преимущественно характер национальной борьбы, в которой русские стремятся освободиться от польского гнета, ими же в значительной степени и допущенный. Московское государство в это время представляет собой ...