Буржуазные реформы 60 – 70-х годов XIX века. Причины падения крепостного права. Революционная ситуация 1859 – 1861 гг.
Страница 2

Историческая летопись » Отмена крепостного права » Буржуазные реформы 60 – 70-х годов XIX века. Причины падения крепостного права. Революционная ситуация 1859 – 1861 гг.

Само крестьянство было не в состоянии отчётливо представить и определить цели и программу борьбы. Его идеологом явилась передовая русская интеллигенция, революционеры-демократы, положившие начало разночинскому этапу (1861-1895) в русском освободительном движении, возглавившие революционную борьбу крестьянства.

Важную роль в общественно-политической жизни России сыграла революционная деятельность А.И. Герцена. Покинув родину вследствие преследований со стороны царизма, Герцен повёл открытую борьбу с крепостничеством.

Через основанный совместно с Н.П. Огарёвым журнал “Колокол” он развернул широкую агитацию за освобождение крестьян, разоблачая пороки крепостнического строя. Некоторые колебания Герцена, связанные с надеждой достичь освобождения крестьян путём реформ, уступили место твёрдому убеждению в необходимости крестьянской революции.

Крупнейшими представителями и вождями революционной демократии явились идеологи крестьянской революции Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

Н.Г. Чернышевский (1828-1889) выступал за ликвидацию крепостного строя и самодержавия. Он считал, что решение любого вопроса современности может быть достигнуто только революционным путём. Во всех реформах, исходящих от “верхов”, он видел “мерзость”, которая не принесёт никакого облегчения народу. В дореформенный период Чернышевский выступал за освобождение крестьян с безвозмездной передачей им всей земли, а в пореформенный – призывал крестьян “к топору” для борьбы с самодержавием и крепостниками-помещиками, т.е. к крестьянской революции. Идеальное устройство общества Чернышевский видел в переходе от феодализма к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Чернышевский рассматривал крестьянство как класс, готовый к установлению социалистических отношений (утопический социализм). Крестьянскую общину он представлял в виде готовой ячейки социалистического общества, для существования которой необходимо освободить крестьян с землёй.

Другом Чернышевского и его соратником был Н.А. Добролюбов (1836-1861), полностью разделявший его воззрения. Блестящие критические статьи Добролюбова в “Современнике” разоблачали русскую действительность, призывая к свержению крепостного строя и царизма.

Политическая программа Чернышевского и Добролюбова сыграла огромную роль в объединении сил русских революционных демократов, боровшихся против самодержавного строя и всех остатков крепостничества.

Страницы: 1 2 

Каменные орудия эпохи палеолита и возникновение матриархата.
В процессе работы над изготовлением орудий труда и некоторых предметов быта человеку в продолжение длительного периода времени чисто практическим путем удалось ознакомиться с характером различных древесных и каменных пород и установить степень их твердости. Ему удалось также выбрать для изготовления орудий производства и оружия защиты т ...

Теория элит (Г. Моска, В. Паретто)
Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Это нашло свое отражение в теории элит Вильфредо Парето (1848—1923) и в концепции политического класса Гаэтано Моски (1858— 19 ...

Летописное предание о крещении князя Владимира.
О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, что князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсу ...