Буржуазные реформы 60 – 70-х годов XIX века. Причины падения крепостного права. Революционная ситуация 1859 – 1861 гг.
Страница 2

Историческая летопись » Отмена крепостного права » Буржуазные реформы 60 – 70-х годов XIX века. Причины падения крепостного права. Революционная ситуация 1859 – 1861 гг.

Само крестьянство было не в состоянии отчётливо представить и определить цели и программу борьбы. Его идеологом явилась передовая русская интеллигенция, революционеры-демократы, положившие начало разночинскому этапу (1861-1895) в русском освободительном движении, возглавившие революционную борьбу крестьянства.

Важную роль в общественно-политической жизни России сыграла революционная деятельность А.И. Герцена. Покинув родину вследствие преследований со стороны царизма, Герцен повёл открытую борьбу с крепостничеством.

Через основанный совместно с Н.П. Огарёвым журнал “Колокол” он развернул широкую агитацию за освобождение крестьян, разоблачая пороки крепостнического строя. Некоторые колебания Герцена, связанные с надеждой достичь освобождения крестьян путём реформ, уступили место твёрдому убеждению в необходимости крестьянской революции.

Крупнейшими представителями и вождями революционной демократии явились идеологи крестьянской революции Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

Н.Г. Чернышевский (1828-1889) выступал за ликвидацию крепостного строя и самодержавия. Он считал, что решение любого вопроса современности может быть достигнуто только революционным путём. Во всех реформах, исходящих от “верхов”, он видел “мерзость”, которая не принесёт никакого облегчения народу. В дореформенный период Чернышевский выступал за освобождение крестьян с безвозмездной передачей им всей земли, а в пореформенный – призывал крестьян “к топору” для борьбы с самодержавием и крепостниками-помещиками, т.е. к крестьянской революции. Идеальное устройство общества Чернышевский видел в переходе от феодализма к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Чернышевский рассматривал крестьянство как класс, готовый к установлению социалистических отношений (утопический социализм). Крестьянскую общину он представлял в виде готовой ячейки социалистического общества, для существования которой необходимо освободить крестьян с землёй.

Другом Чернышевского и его соратником был Н.А. Добролюбов (1836-1861), полностью разделявший его воззрения. Блестящие критические статьи Добролюбова в “Современнике” разоблачали русскую действительность, призывая к свержению крепостного строя и царизма.

Политическая программа Чернышевского и Добролюбова сыграла огромную роль в объединении сил русских революционных демократов, боровшихся против самодержавного строя и всех остатков крепостничества.

Страницы: 1 2 

Возвращение. Тюрьмы и голодовки
И вот Ганди вновь ступил на родную землю. Поездка в Англию породила грусть и разочарование, но не ослабила веры и воли к победе. В Бомбей он прибыл 28 декабря 1931 г. долгожданного Бапу встречали огромные массы людей. Всюду возникали стихийные митинги. «Я вернулся с пустыми руками. Но я не поступился честью соей страны», - сказал Ганди ...

Тураев и отечественная история
Большим достоинством Б. А. Тураева как ученого была осторожность в выводах. В качестве примера можно указать на его отношение к теории панвавилонизма. Б. А Тураев полностью его отвергал, как и Куглер, доказавший ее несостоятельность. Но последний в пылу полемики против сторонников панвавилонизма ошибочно отрицал также и древность астрал ...

Хорватские земли
В 1409г неаполитанский король заключил договор с Венецией, которой продал свои права в Далмации. Попытки вернуть города не увенчались успехом и с 1420 они, за исключением Дубровника, оказались под властью республики св. Марка. Развитию османской экспансии на Балканах в 15в. благоприятствовала ситуация в Венгерско-Хорватском королевстве, ...