Становление восточнославянского этноса
Страница 1

Историческая летопись » Этногенез восточных славян » Становление восточнославянского этноса

Выделение древнейших славян (праславян) из индоевропейской языковой и этнической общности обычно относят к эпохе бронзы (II тыс. до н.э.), когда племена перешли к кочевому скотоводству и широко расселились по Евразии.

На территории Волго-Окского междуречья праславян представляла фатьяновская культура. Пришедшая ей на смену культура полей погребения железного века многими учеными уже рассматривается как исключительно праславянская. Однако справедливее утверждать, что она носила еще смешанный характер. Его ярко демонстрирует черняховская культура Нижнего Приднепровья II в. до н.э. – IV в. н.э. По керамике, погребальному обряду и типу жилища археологи выделяют внутри нее дакские, скифские, сарматские, готские и древнеславянские элементы. Общность же ей придавал фактор принадлежности черняховской зоны к образовавшемуся в первой половине I тыс. н.э. северопричерноморскому готскому союзу племен.

Выделение праславян шло параллельно с обособлением иранской группы языков и народов из индоевропейского праединства. Племена, говорившие на иранских языках, с эпохи энеолита заселили степную зону. Их связывают со срубной и древнеямной энеолитическими культурами, прямыми наследниками которых выступали киммерийцы, скифы, сарматы, саки, массагеты. Народы этой группы широко расселились по Средней Азии, Кавказу и Сибири. Одновременно в эпоху энеолита и бронзы (III–II тыс. до н.э.) началось продвижение из Восточной Сибири в Приуралье и Прикамье и далее в лесное Поволжье, Волго-Окское междуречье и Восточную Прибалтику угро-финских племен, с которыми связаны дьяковская, городецкая и ананьинская культуры, вошедшие в зону соприкосновения с праславянскими. Активное участие в этногенезе народов Евразии приняли тюркские народы. Их прародиной были степи Центральной Азии, откуда они продвигались в Сибирь, на Урал, в Поволжье, Среднюю Азию и на Кавказ. Расширение ареала их обитания относится ко времени Великого переселения народов (IV–VI вв. н.э.), открывшего тюркским кочевникам дорогу в Европу. По ней прошли сначала гунны (IV–V вв. н.э.), потом авары (VI в.), черные болгары (VII в.), хазары (VIII–IX вв.), печенеги (IX – середина XI в.), половцы (ХI-ХIII вв.) и монголо-татары (ХIII в.).

Устоявшееся в исторической науке представление о том, что славянские народы некогда имели общую прародину, из которой затем расселились по территории Западной, Южной и Восточной Европы, берет свое начало в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (начало ХII в.). Создавший ее монах Нестор приводит мифологическую родословную славян, возводя ее к младшему сыну библейского Ноя – Иафету, который получил в удел Северные и Западные земли. Поднимаясь от истоков времени к своим дням, Нестор поселяет славян в римской провинции Норик между верховьями Дуная и Дравы. Оттуда, теснимые римлянами, они вынуждены были переселиться на Вислу и Днепр.

Так на основе начальной летописи и свидетельств римского историка Тацита (I b.) сложилась «дунайская» версия прародины славян, которой придерживались историки С.М. Соловьев и его ученик В.О. Ключевский. Последний рассматривал Карпаты как промежуточный этап в движении славян с дунайской прародины на территорию Восточной Европы, где они задержались до VI–VII вв. Эта версия может быть принята только в том случае, если речь идет о вторичном заселении славянами просторов Русской равнины. Возможно, в Прикарпатье сложился мощный союз славянских племен во главе с полулегендарным вождем Бусом, который начал движение на восток и северо-восток в VI–VII вв. Пришельцы расселились на территории, где ранее обитали другие славянские племена.

Другая группа историков определяли прародину славян гораздо более севернее: или в междуречье Вислы и Одера, или в Среднем Поднепровье и бассейне Припяти. Ее основоположником был знаток древнерусского языка академик А.А. Шахматов. Он определял славянскую прародину в бассейне Западной Двины вблизи Балтийского побережья. По его мнению, этот регион стал исходным пунктом славянских миграций. Отсюда единый славянский массив продвинулся сначала в Повислинье, на среднее и верхнее течение Вислы. Это направление колонизации втянуло славян в Великое переселение народов. Далее они уже разошлись разными потоками: одни двинулись на юг в пределы Византии, другие на Русскую равнину, третьи – на запад вплоть до Одера. Шахматов ближе других историков подошел к решению вопроса о месте древнейшей родины славян и утверждал, что славяне не были пришельцами в Восточную Европу, а сложились на ее огромных просторах в результате консолидации отдельных родоплеменных образований.

Страницы: 1 2 3

История развития вьетнамской проблемы.  Французский колониализм во Вьетнаме
На территории Вьетнама еще в XIX веке складывались глубинные предпосылки к расколу государства. К одному из ранних факторов, оказавших влияние на последующее развитие вьетнамской проблемы, можно отнести то, что территория Южного Вьетнама позднее всего была присоединена к историческому Вьетнамскому государству, и большинство населения зд ...

Возвращение. Тюрьмы и голодовки
И вот Ганди вновь ступил на родную землю. Поездка в Англию породила грусть и разочарование, но не ослабила веры и воли к победе. В Бомбей он прибыл 28 декабря 1931 г. долгожданного Бапу встречали огромные массы людей. Всюду возникали стихийные митинги. «Я вернулся с пустыми руками. Но я не поступился честью соей страны», - сказал Ганди ...

Первобытная идеология и появление образного письма.
Овладение орудиями производства сделало человека творцом ряда предметов, необходимых ему для существования. Хотя дальнейшее совершенствование орудий повысило творческие возможности человека, но он все же оставался бессильным в борьбе с природой. Это бессилие породило веру в богов, в чертей, в чудеса. Человек, видя свое отражение в стояч ...