Становление восточнославянского этноса
Страница 1

Историческая летопись » Этногенез восточных славян » Становление восточнославянского этноса

Выделение древнейших славян (праславян) из индоевропейской языковой и этнической общности обычно относят к эпохе бронзы (II тыс. до н.э.), когда племена перешли к кочевому скотоводству и широко расселились по Евразии.

На территории Волго-Окского междуречья праславян представляла фатьяновская культура. Пришедшая ей на смену культура полей погребения железного века многими учеными уже рассматривается как исключительно праславянская. Однако справедливее утверждать, что она носила еще смешанный характер. Его ярко демонстрирует черняховская культура Нижнего Приднепровья II в. до н.э. – IV в. н.э. По керамике, погребальному обряду и типу жилища археологи выделяют внутри нее дакские, скифские, сарматские, готские и древнеславянские элементы. Общность же ей придавал фактор принадлежности черняховской зоны к образовавшемуся в первой половине I тыс. н.э. северопричерноморскому готскому союзу племен.

Выделение праславян шло параллельно с обособлением иранской группы языков и народов из индоевропейского праединства. Племена, говорившие на иранских языках, с эпохи энеолита заселили степную зону. Их связывают со срубной и древнеямной энеолитическими культурами, прямыми наследниками которых выступали киммерийцы, скифы, сарматы, саки, массагеты. Народы этой группы широко расселились по Средней Азии, Кавказу и Сибири. Одновременно в эпоху энеолита и бронзы (III–II тыс. до н.э.) началось продвижение из Восточной Сибири в Приуралье и Прикамье и далее в лесное Поволжье, Волго-Окское междуречье и Восточную Прибалтику угро-финских племен, с которыми связаны дьяковская, городецкая и ананьинская культуры, вошедшие в зону соприкосновения с праславянскими. Активное участие в этногенезе народов Евразии приняли тюркские народы. Их прародиной были степи Центральной Азии, откуда они продвигались в Сибирь, на Урал, в Поволжье, Среднюю Азию и на Кавказ. Расширение ареала их обитания относится ко времени Великого переселения народов (IV–VI вв. н.э.), открывшего тюркским кочевникам дорогу в Европу. По ней прошли сначала гунны (IV–V вв. н.э.), потом авары (VI в.), черные болгары (VII в.), хазары (VIII–IX вв.), печенеги (IX – середина XI в.), половцы (ХI-ХIII вв.) и монголо-татары (ХIII в.).

Устоявшееся в исторической науке представление о том, что славянские народы некогда имели общую прародину, из которой затем расселились по территории Западной, Южной и Восточной Европы, берет свое начало в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (начало ХII в.). Создавший ее монах Нестор приводит мифологическую родословную славян, возводя ее к младшему сыну библейского Ноя – Иафету, который получил в удел Северные и Западные земли. Поднимаясь от истоков времени к своим дням, Нестор поселяет славян в римской провинции Норик между верховьями Дуная и Дравы. Оттуда, теснимые римлянами, они вынуждены были переселиться на Вислу и Днепр.

Так на основе начальной летописи и свидетельств римского историка Тацита (I b.) сложилась «дунайская» версия прародины славян, которой придерживались историки С.М. Соловьев и его ученик В.О. Ключевский. Последний рассматривал Карпаты как промежуточный этап в движении славян с дунайской прародины на территорию Восточной Европы, где они задержались до VI–VII вв. Эта версия может быть принята только в том случае, если речь идет о вторичном заселении славянами просторов Русской равнины. Возможно, в Прикарпатье сложился мощный союз славянских племен во главе с полулегендарным вождем Бусом, который начал движение на восток и северо-восток в VI–VII вв. Пришельцы расселились на территории, где ранее обитали другие славянские племена.

Другая группа историков определяли прародину славян гораздо более севернее: или в междуречье Вислы и Одера, или в Среднем Поднепровье и бассейне Припяти. Ее основоположником был знаток древнерусского языка академик А.А. Шахматов. Он определял славянскую прародину в бассейне Западной Двины вблизи Балтийского побережья. По его мнению, этот регион стал исходным пунктом славянских миграций. Отсюда единый славянский массив продвинулся сначала в Повислинье, на среднее и верхнее течение Вислы. Это направление колонизации втянуло славян в Великое переселение народов. Далее они уже разошлись разными потоками: одни двинулись на юг в пределы Византии, другие на Русскую равнину, третьи – на запад вплоть до Одера. Шахматов ближе других историков подошел к решению вопроса о месте древнейшей родины славян и утверждал, что славяне не были пришельцами в Восточную Европу, а сложились на ее огромных просторах в результате консолидации отдельных родоплеменных образований.

Страницы: 1 2 3

Историография Крымского ханства в XVIII веке.
Крупным исследователем в области возникновения Крымского ханства и генеалогии ханов в XVIII веке был турецкий историк Ахмед ибн Лутфаллах родом из Солоник, написавший фундаментальный труд на арабском языке «Джами ад-дувал» («Собрание династий»), который был переведен на турецкий язык в 1720-1730-х годах., и назван «Саха'иф ал-ахбар» («Л ...

Социалистическое Отечество в опасности
Воспользовавшись отказом Троцкого подписать мирный договор, германское командование вероломно нарушило условия перемирия и 18 февраля двинуло свои войска в наступление. Развалившаяся старая русская армия не смогла оказать врагу сопротивления. Немецкие войска продвигались в глубь нашей страны. С большим трудом Ленину удалось сломить соп ...

Быт древних людей на Горбуновском торфянике
Люди жили племенами (общинами), у них было единство племенного состава. Они сооружали деревянные сооружения на болотах. Это доказывает то, что они умели пользоваться деревом для своих построек. Так что население жило не только в землянках, но и в деревянных постройках, просто они не сохранились до нашего времени. Средства к существован ...