Заселение Тагильского края. Формирование Тагильского краяСтраница 1
Край - это определенная локально ограниченная, исторически сложившаяся территория, обладающая достаточно выраженными признаками единства природных и экономических условий, а также общностью исторических судеб жившего на этой территории населения. При этом границы края, составляющие его идеал, как правило, не остаются неизменными, подвергаясь влиянию различных факторов, соотношение и роль которых в жизни края могли существенно меняться. Проследить эти изменения можно на примере Тагильского края, имеющего богатую и достаточно сложную историю, уходящую в глубь веков.
В древнейший "дописьменный" период этой истории его территория включала большую часть Среднего Урала - Тагильское Зауралье, то есть участок Уральского хребта, являющийся водоразделом для рек Камско-Чусовой системы и системы рек Обско-Иртышского бассейна.
Большую часть этой обширной территории занимают горные кряжи, которые разделяют многочисленные речные долины и обширные впадины, занятые болотами, торфяниками и озерами. Горы покрыты сосновыми борами, еловыми и смешанными лесами. При суровом климате и дефиците плодородных почв край отличается многочисленными и удачно расположенными водными путями и исключительными природными богатствами (рудами, драгоценными металлами, разнообразными строительными материалами).
Основными занятиями аборигенов Тагильского края - угро-финских племен и их потомков - манси (вогулы, как их называли русские) были рыболовство и охота, так как для этого природные условия были благоприятные. Это объясняет сравнительно раннее заселение края с эпохи верхнего палеолита, то есть около 20 тыс. лет назад. Раскопки обнаружили большое количество археологических памятников, свидетельствующих о прочном освоении первобытным человеком Тагильского Зауралья уже в эпоху мезолита и формирование там единой культуры.
Однако, как и всюду в северо-восточных районах России, удаленных от основных очагов древней цивилизации, экономика и социальные отношения развивались здесь относительно медленно. Первобытно общинный строй у коренного населения края существовал на большей части его территории еще в период позднего средневековья, когда произошли судьбоносные для Урала события, связанные с вхождением его в состав централизованного Русского государства и началась массовая русская колонизация. Тем не менее, именно эти события и, прежде всего, сама колонизация стали своего рода рубежом в истории Тагильского Зауралья.
Влияние ее в Тагильском крае появилась далеко не сразу. Ранний ее этап (12-16 века) вообще никак не отразился на судьбе края в силу отдаленности его от путей, по которым двигались на Урал и в Сибирь первые русские переселенцы (Северный, или Чрезкаменный путь и старая Казанская дорога). Соликамский путь (от Соликамска через Чердынь и Лозьву на Туру) не принес здесь существенных изменений.
"По-настоящему перспективным для русского заселения Тагильского Зауралья оказался новый - Камский (или точнее Чусовой) - путь, имевший несколько вариантов и проходивший непосредственно по территории края."13.
Одним из вариантов этого пути пользовался в 1582 году Ермак во время своего исторического похода в Сибирь. Как известно, он поднимался вверх по Чусовой (в среднем ее течении), перешел на реку Серебрянку (Межевую Утку) и Баранчу и дальше, двигаясь по Тагилу и Туре, дошел до столицы Сибирского ханства на Тоболе. Однако в дальнейшем этот путь, неудобный по многим причинам, практически не использовался.
Болгария
В начале 15в. османские владения стали ареной междоусобной борьбы наследников престола. Этим попытались воспользоваться сыновья двух последних болгарских царей Константин и Фружин, которые выступили против турок в союзе с сербским деспотом Стефаном Лазаревичем, валашским господарем Мирчей и правителем Боснии. Но в начале 20х гг. 15 в. в ...
Итоги Второй Мировой войны и внешняя политика
Великобритании
Предыстория внешнеполитической обстановки второй половины ХХ века, безусловно, находится в постверсальском глобальном мире, когда после мирного окончания Первой мировой войны бывшие союзники по Антанте усиленно начали, согласно терминологии Т.Гоббса, «взаимно вредить друг другу». В качестве одного из результатов военного противостояния ...
Духовная культура полиса
В полисах сформировалась и своя система духовных ценностей. Прежде всего своеобразное социально-экономическое, политическое и культурное устройство, сам полис греки считали высшей ценностью. По их мнению, лишь в рамках полиса можно существовать не только физически, но и вести полнокровную, справедливую, нравственную жизнь, достойную чел ...
