Аграрные отношения. Разложение ленной системыСтраница 2
Особенно тяжелым было положение крестьян угнетенных народов империи.
В захваченных турками странах Балканского полуострова феодальный гнет помещиков тесно переплетался с национальным и религиозным угнетением. Крестьянство Балкан, исповедовавшее христианство, подвергалось жестокой эксплуатации турецких и своих собственных феодалов, принявших ислам. Помимо уплаты повышенного поземельного налога и выполнения многочисленных повинностей они обязаны были вносить особую подушную подать. Немусульманские подданные султана презрительно именовались «райя» («стадо»). Райя не имели права служить на государственной службе, искать защиты в суде, носить оружие. Одежда их должна была отличаться от одежды мусульман.
Исповедовавшее ислам арабское население Аравийского полуострова, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, Ливии, Туниса и Алжира также подвергалось двойной эксплуатации — со стороны турецких и своих собственных феодалов.
На территории Османской империи существовали крупные города с развитым ремесленным производством. Хлопчатобумажные и шерстяные ткани, шелка, атлас и бархат, ковры, клинки и разное оружие, парфюмерия и изделия из слоновой кости славились далеко за ее пределами. Стамбул, Измир насчитывали десятки тысяч ремесленников. Ремесленники объединялись в цехи, которые напоминали цехи средневековой Европы. Строго регламентировались приемы труда, размеры производства, распределение заказов. Каждый цех возглавлялся старшиной — шейхом. В некоторых городах в XVIII в. появились первые мануфактуры.
Ремесленники работали как на заказчиков-феодалов, так и на рынок, сбывая свою продукцию купцам. Росла торговля, которая сосредоточивалась главным образом в руках купцов портовых городов. Из Османской империи вывозились изделия ремесленников, некоторые виды сырья и продовольствия. Из Европы и Восточной Азии ввозились предметы роскоши, оружие. Кроме того, через Турцию велась довольно оживленная транзитная торговля между Европой и странами Восточной Азии.
Однако господствовавшие в Османской империи феодальные порядки препятствовали развитию ремесла и торговли и формированию капиталистического уклада. Так же как в Индии, города Османской империи в основном обслуживали армию, султана, феодалов. Турецкий город являлся как бы хозяйственным дополнением военно-административной ставки султана или правителя области. В случае войны цехи выделяли мастеров и подмастерьев, сопровождавших армию. С действующей армией отправлялись и торговцы, крупнейшие из которых становились откупщиками-интендантами.
Вследствие господства в турецкой деревне натурального хозяйства экономические связи между городом и деревней были незначительными. Уровень техники у ремесленников и в мануфактурах был низким.
Серьезные затруднения испытывала и торговля. Существовали внутренние таможни, облагавшие товары многочисленными пошлинами. В каждой провинции были свои меры длины и веса. Правительство систематически выпускало обесцененную монету. Один из французских дипломатов, посетивших Турцию, отмечал, что «монета испорчена до такой степени, что фальшивомонетчики работают ныне в Турции к выгоде населения: каков бы ни был применяемый ими сплав, все равно монета чеканки Великого сеньора (султана) еще ниже по стоимости».
Все это препятствовало дальнейшему развитию ремесла и торговли. Уже в XVII и особенно в XVIII в. появились явные признаки упадка ремесла.
Место даосизма в религиозной и философской жизни.
Когда династийный кризис в танском Китае вновь начал давать о себе знать, правительство снова решилось на радикальные меры. По указу от 845 г. было конфисковано имущество монастырей и живших в них монахов. Те из монахов, кто хотел сохранить свое немалое имущество, вынуждены были покинуть монастыри и вести светский образ жизни, платя г ...
Последние реформы
Добившись полного успеха под Казанью и упрочив положение при дворе, Адашев смог вернуться к государственным преобразованиям. На втором этапе реформ завершилась перестройка центральных органов власти и возникла единая приказная система. Крупнейшие отрасли управления перешли в ведение особых приказов: внешние сношения сосредоточились в ...
Анализ историографии источников
В советской исторической литературе еще при жизни Ганди начался спор о сущности его учения и о том, чьи интересы он представляет - крестьянства, мелкой буржуазии или индийской национальной буржуазии. Спор этот ведет начало от полемики на II конгрессе Коминтерна между В.И. Лениным и индийским революционером Р.М. Роем. Ленин считал, что Г ...