Аграрные отношения. Разложение ленной системы
Страница 1

Историческая летопись » Упадок Османской империи » Аграрные отношения. Разложение ленной системы

В различных районах обширной империи аграрные отношения имели свои особенности, но в целом они определялись военно-ленной системой, сложившейся у турок в XIV столетии.

Как правило, все завоеванные турками земли делились на три категории: 1) лены, под которые рри каждом завоевании отводилось около половины (по размеру дохода) захваченных земель, 2) коронные земли, составлявшие соответственно около одной пятой, и 3) церковные земли — вакуфы, на которые тоже приходилось около одной пятой. Одна десятая часть завоеванных земель предназначалась для содержания крепостных гарнизонов. Кроме того, существовали частновладельческие земли, но их было немного.

Ленные земли получали турецкие феодалы (сипахи) за службу в кавалерии. Сипахи обязаны были являться на войну с определенным числом вооруженных всадников, пропорционально доходу с лена. Часть коронных земель раздавалась в ленное владение феодалам, занимавшим высшие должности в государственном аппарате. Запрещалось соединение нескольких ленов в одних руках. Передача лена от отца к сыну производилась лишь по специальному указу султана, если наследник нес военную службу. В первые столетия существования Османской империи турецкие феодалы, как правило, сами хозяйством не занимались, ограничиваясь получением ренты-налога с крестьян своего лена. Они исправно служили в султанской армии, и военная добыча, дань, рабы были для них главным источником обогащения.

Однако в таком виде османское военно-ленное землевладение просуществовало недолго. В XVI перестал осуществляться запрет иметь одному лицу несколько ленов. В XVII b. уже складывается крупное феодально-помещичье землевладение. Многие сипахи становились помещиками, заинтересованными в хозяйственной эксплуатации своих ленов и потерявшими интерес к несению военной службы, другие разорялись. Лены приобретали придворные султана, местная феодальная знать, ростовщики, не имевшие никакого отношения к военной службе.

Одновременно значительно расширилась площадь вакуфных земель. Зачастую разоряющиеся ленники и мелкие землевладельцы, опасаясь полной потери всех своих земель, передавали мусульманскому духовенству свои угодья, сохраняя пользование ими на правах аренды. К концу XVIII в. в распоряжении мусульманского духовенства было уже две трети всех обрабатываемых земель.

Юридически турецкие крестьяне-мусульмане считались свободными. Они были наследственными держателями своего надела. В первые века существования Османской империи эксплуатация крестьян сводилась главным образом к получению владельцами ленов натурального налога — ашара, номинально составлявшего десятую часть урожая — «десятину», но на деле в несколько раз превышавшего ее. По мере изменения характера ленного землевладения резко усилилась эксплуатация турецкого крестьянства. Помещики вводили новые произвольные поборы и отработки. Установился порядок, при котором помещик имел право в течение пятнадцати (позднее — десяти) лет требовать возвращения бежавшего крестьянина. Если крестьянин по каким-либо причинам три года не обрабатывал свой надел, помещик мог отобрать его.

Усилившаяся феодальная эксплуатация крестьянства сопровождалась введением многочисленных новых государственных налогов и повинностей. Были введены налоги на скот, на зимние и летние пастбища, на ульи и т. п. Крестьяне обязаны были содержать находившихся на постое чиновников и солдат. Был введен даже специальный налог «на зубы». Он мотивировался тем, что выезжавшие в деревни сборщики налогов и чиновники, которых местное крестьянское население должно было кормить, будто бы стачивали о грубую крестьянскую пищу зубы. Французский просветитель Вольней, посетивший Османскую империю в 80-х годах XVIII в., писал о положении турецкого крестьянства: «Владея большей частью земель, феодалы сдают эти земли только на обременительных для крестьян условиях. Они требуют от крестьян половину или две трети урожая. Постоянные притеснения сопровождаются тысячей эпизодических обид: то оштрафуют всю деревню за какой-нибудь проступок, то введут новую барщину, то требуют подарки по случаю прибытия правителя, то забирают траву для его лошадей . Кроме того, надо дать ночлег всем воинам, проходящим через деревню или доставляющим приказы властей».

Страницы: 1 2

 Даосизм.
Основатель - Лао-цзы (VI в. до н. э). Основное произведение - ("Книга о дао и дэ"). Основные идеи: 1. Понятие "дао". Дао - это естественный ход вещей, естественная законность. Это сущность мира, первоматерия, из которой всё вышло и куда всё вернётся. Дао - бесконечная и непознаваемая суть мира. Дао определяет закон ...

Начало социалистических преобразований в экономике
С момента своего возникновения Советское государство приступило к проведению социалистических преобразовании в области экономики, намеченных В. И. Лениным. Советская власть сразу взяла в свои руки Государственный банк, а в декабре 1917 г. национализировала все частные банки. Этим она вырвала из рук буржуазии мощный экономический рычаг. ...

Меры  относительно сословий.
Проведенные Петром Великим меры относительно сословий многим кажутся полной реформой всего общественного строя; на самом же деле Петр не изменил основного положения сословий в государстве и не снял с них прежних сословных повинностей. Он дал только новую организацию государственным повинностям разных сословий, почему несколько изменилас ...