Упадок культуры

Историческая летопись » Упадок Османской империи » Упадок культуры

В прошлом турецкий народ создал замечательные памятники культуры. В XV — XVI вв. турецкие зодчие, и в первую очередь Синан, воздвигли сооружения, представляющие собой выдающиеся произведения турецкой архитектуры. Османских архитекторов приглашали в другие страны. Они построили один из дворцов Великих Моголов, ряд сооружений в Дели, Лахоре, Агре. Турецкая военная музыка получила распространение во многих европейских странах. Сложилась оригинальная турецкая поэзия.

Однако глубокий социально-экономический кризис, охвативший Османскую империю в XVII—XVIII вв., губительно отразился на развитии турецкой национальной культуры. Наука, литература, искусство пришли в упадок. Еще более непроходимой стала пропасть между чуждой народу культурой господствующих классов и трудящимися массами. При султанском дворе, во дворцах феодалов крайний мусульманский религиозный фанатизм сочетался с подражанием западноевропейским королевским дворам. В Стамбуле строили здания в стиле искаженного барокко, появились нелепые, уродливые сооружения, в которых механически сочетались различные стили. Исходивший от мусульманского духовенства запрет изображать живые существа препятствовал развитию изобразительного искусства. Первые турецкие типографии, созданные в XVIII в., печатали главным образом богословские трактаты. В книгах и официальных документах употреблялся непонятный турецкому народу литературный язык, состоявший на девять десятых из арабских и персидских слов. Просвещение и школа находились в руках духовенства. Грамотных людей было очень мало. В этих трудных условиях народные массы Турции сохраняли и развивали свою национальную культуру преимущественно в форме фольклора и других видов народного творчества.

Кризис феодальных отношений затронул все стороны жизни Османской империи. Экономический упадок, естественно, привел и к упадку политического и военного могущества (с середины XVII в.). Сократилась численно и утратила былые боевые качества турецкая кавалерия — сипахи. Изменился характер янычарского корпуса, в свое время игравшего в турецкой армии еще более важную роль, чем сипахи.

Янычары прежде были профессиональными воинами. Их ряды пополнялись принудительным набором наиболее выносливых христианских мальчиков, обращаемых в ислам. Они с детских лет обучались военному делу и воспитывались в духе мусульманского фанатизма. Янычарам запрещалось иметь семьи, заниматься ремеслом или торговлей. Воспитанные как профессиональные воины, получая хорошее жалованье и пользуясь многими привилегиями, янычары были надежной опорой турецких султанов в осуществлении завоеваний и зверских расправ с угнетенными народами империи. Но со временем янычары стали обзаводиться семьями, заниматься торговлей. Пополнение начало производиться из детей янычар. Янычарские патенты с их привилегиями стали предметом купли-продажи. Янычары устраивали дворцовые перевороты, смещали неугодных визирей и султанов. Они не желали подчиняться дисциплине и решительно выступали против нововведений и перестройки армии. Их былые боевые качества были потеряны.

Разложение турецкой армии сказалось на результатах многочисленных войн, которые продолжала вести Османская империя.

В 1664 г. венгры и австрийцы нанесли поражение турецкой армии при Сёнтготхарде (Венгрия). Когда в 1683 г. турки развернули наступление на Вену, они были разгромлены пришедшей на помощь австрийцам армией польского короля Яна Собеского.

Эти военные поражения были результатом начавшегося социально-экономического кризиса Османской империи. « .Нет абсолютно никаких оснований считать,— писал К. Маркс,— что упадок Турции начался с того момента, когда. Собеский оказал помощь австрийской столице». Маркс объяснял поражение турок тем, «что организация Турецкой империи находилась тогда в состоянии разложения и что уже за некоторое время до этого эпохе оттоманского могущества и величия быстро приходил_конец»*.

Сразу же после поражения турок под Веной Австрия, Польша и Венгрия заключили против них военный союз, к которому присоединилась Россия. Участники коалиции нанесли туркам несколько новых поражений. Турецкие захватчики были изгнаны из Венгрии. Потеря завоеванных территорий, в свою очередь, углубляла кризис, переживаемый Османской империей.

Главная и решающая причина упадка Османской империи крылась в особенностях ее социально-экономического развития, породивших глубокий конфликт между потребностями экономического развития и сковывавшими его феодальными производственными отношениями.

 Легизм.
Основатель легизма - Шан Ян (390 - 338 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в трактате ("Книга правителя области Шан"). Шан Ян был министром земледелия в период территориальной раздробленности, является инициатором реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Ещё один теоретик легизма - Хан Фэй (III в. до н. э ...

Внешняя политика Ивана IV.
К середине XVI в. Россия превратилась в могучую державу. Реформы позволили приступить к решению внешнеполитических задач. Ведущими были два направления внешней политики: · восточное — борьба с Турцией и находившимися под влиянием Османской империи Крымским, Астраханским и Ногайским ханствами; · западное — получение выхода к Балтийско ...

Революционеры
Среди революционеров, побывавших в Красноярске немало интересных имен… Приближался конец XIX столетия. В стране зарождались марксистские кружки, росло революционное рабочее движение, формировалась партия большевиков. И здесь, знакомясь с биографиями революционеров, опять сталкиваемся со словами: "ссылка", "Сибирь". ...