Место даосизма в религиозной и философской жизни.

Историческая летопись » Религия и культура танской эпохи » Место даосизма в религиозной и философской жизни.

Когда династийный кризис в танском Китае вновь начал да­вать о себе знать, правительство снова решилось на радикальные меры. По указу от 845 г. было конфисковано имущество монасты­рей и живших в них монахов. Те из монахов, кто хотел сохранить свое немалое имущество, вынуждены были покинуть монастыри и вести светский образ жизни, платя государству налоги. Секуля­ризация 845 г. сильно подорвала не только экономические пози­ции, но и влияние китайского буддизма в целом. Однако он не прекратил своего существования. Обаяние буддизма с его ярки­ми праздниками, щедрой благотворительностью, чтением за­упокойных сутр и обещанием спасения и райской жизни не дало ему исчезнуть. Антибуддийские настроения политического толка не могли пресечь культурный синтез китайских традиций с на­следием Будды. гормоны от которых худеют

В этой системе оставалась ниша и для исконно китайского уче­ния даосизма, все более превращавшегося в народную религию на основе переосмысления положений древних.

Даосская религия восприняла древние анимистические веро­вания, культ Неба и культ святых мудрецов. Выйдя из недр на­родных верований, даосизм средневековья унаследовал их аморф­ность, став неразрывно связанным со всеми аспектами быта и духовной культуры китайцев. Образ потустороннего мира даосов распадался на царство демонов, где мучились души грешников, и населенные божествами небеса, уготованные для праведников. Ад и рай были представлены в виде колоссальной небесной кан­целярии со строгой иерархией.

Даосизм привлекал все слои общества прежде всего учением о вечной жизни. Система обретения бессмертия предусматривала так называемое «питание духа». Тело человека рассматривалось даосами как микрокосм, скопление Божественных сил, обита­лище многочисленных духов, а системе телесных духов соответ­ствовала иерархия Небесная. Духи на Небе вели счет добрых и плохих дел и определяли срок жизни человека. Верующим следо­вало соблюдать заповеди и вести добродетельный образ жизни.

Суть второго условия достижения бессмертия — «питание тела» — заключалась в соблюдении строжайшей диеты и системы дыхательной гимнастики, привлекающей в организм животвор­ный эфир. Даосы верили в силу заклинаний, талисманов, физи­ческих упражнений, оберегов.

В даосизме прослеживались две струи — простонародная и ари­стократическая. Даосизм окультуренный, связанный с магией и физиогномистикой, привлекал широкие народные массы и час­то был объектом нападок со стороны властей, видевших в них опасность для устоев государства, носителей бунтарско-эгалита-ристских традиций. Эти идеи даосизма питали учение даосских и буддийско-даосских сект и различных тайных обществ. Разрабо­тав учение о Западном рае — обители богини Сиванму, нерож­денной матери и прародительницы всех людей, — даосы выво­дили идею всеобщего равенства. Идеи социальной справедливос­ти с уравнительными тенденциями были особенно популярны, поскольку даосы выступали часто как врачеватели, гадатели и предсказатели.

Образованные верхи более привлекали философские пробле­мы даосизма, в частности его древний культ простоты и есте­ственности. В слиянии с природой обреталась свобода самовыра­жения и выход за рамки официальных норм, открывались новые возможности для творчества. В поисках бессмертия адепты учения прибегали к алхимии, дыхательным упражнениям, медитации.

Учение даосов оказало влияние на развитие алхимии и меди­цины. Сочинения, смысл которых был закрыт для непосвящен­ных, сохранили рецепты лекарств, а также описания свойств металлов и минералов.

Ярким выражением синкретизма стал пантеон даосизма. Дао­сы включали в сонм божеств легендарных правителей, мифичес­ких героев и мудрецов, среди них в первую очередь Хуан-ди и Лао-цзы. Пантеон богов имел свою иерархию. Они обладали лич­ными человеческими качествами и были близки народу по древ­ним преданиям. На равных с богиней Западного рая в пантеон даосизма вошли основатели конфуцианства. К многочисленным даосским божествам причислялись и различные исторические деятели. Но наибольшей популярностью пользовались поборни­ки справедливости и правого дела — восьмерка бессмертных муд­рецов, наделенных чертами людей и волшебников одновременно.

Последователи религиозного даосизма претендовали на пре­вращение своего учения в государственную религию. Даосы раз­работали по подобию буддийского образца свои заповеди, соста­вили список заслуг и проступков добропорядочных подданных. Самые суровые кары полагались за государственную измену и бунт. Неудивительно, что в начале династии Тан императоры из рода Ли будучи однофамильцами великого Лао-цзы, вели свое проис­хождение от легендарного основателя даосизма, которого офи­циально обожествили.

Культовые стоянки
Горбуновский торфяник имеет уникальный комплекс культовых площадок и стоянка Полуденка-1, о которой О.Н. Бадер писал в 1948 году, что это "единственная поздненеолетическая стоянка, достаточно исследованная в Среднем Зауралье".10. На стоянке Полуденка И.М. Рябов, археолог, в 1837 году произвел раскопки, результаты которой были ...

Голодное военное детство в памяти на всю жизнь
Валентина Алексеевна Кокшарова: Родилась я в Серпухове, в поселке Ногина. Папа работал на фабрике, мама в магазине. Семья была большая, я – пятый, младший ребенок. 6 июня 1941 года мне исполнилось 4 года. Недалеко от нашего дома был пруд, когда началась война, я брала самодельные игрушки и шла спасаться к пруду. Потом игрушки – деревян ...

Структура чешского государства и политическое положение отдельных слоев общества в XV – начале XVI веков
Гуситская революция ускорила процесс создания в Чехии такой формы государства, которая носит название сословной монархии и характерна вообще для Европы; в Чехии она имела некоторые специфические черты. Под «сословием» понимается социальный слой общества, объединенный определенным правовым положением в общественной системе и организован ...