Человек в литературе и искусстве Древней Греции
Жизнь в полисе давала человеку большие возможности реализовать себя, а это, в свою очередь, пробуждало интерес к личности — к разнообразию и неповторимости человеческих характеров, эмоций.
Индивидуальное начало ярко отразилось в литературе. Еще в VII—VI вв. до н. э. возник особый литературный род — лирика (от греческого слова «лира» — музыкальный инструмент), в которой описывались не события (как, скажем, в эпосе Гомера), а человеческие эмоции. В лирике раскрывался внутренний мир человека и, в конечном счете, утверждалась ценность личности.
В стихах древнегреческих поэтов мы видим душу человека, терзаемого бедами и находящего утешение во внутреннем спокойствии:
«Сердце, сердце!
Грозным строем встали беды пред тобой:
Ободрись и встреть их грудью, и ударим на врагов!
Победишь — своей победы напоказ не выставляй,
Победят — не огорчайся, запершись в дому, не плачь!
В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй;
Смену волн познай, что в жизни человеческой царит».
(Архилох, VII в. до н. э.).
Поэты писали и о самом тонком, трудно передаваемом чувстве — о любви:
«Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко пред тобой сидит,
Твой звучащий нежно слушает голос
И прелестный смех.
У меня при этом
Перестало сразу бы сердце биться .»
(Сафо, первая из известных нам поэтесс, VII—VI вв. до н. э.).
Личность человека была в центре внимания писателей-трагиков. В V в. до н. э. древнегреческий театр, родившийся из празднеств в честь бога Диониса, переживает пору расцвета. На театральных представлениях, которые давались во время праздников и длились в течение трех дней, с утра до вечера, зритель смотрел комедии и трагедии. Веселые, остроумные комедии, авторы которых осмеивали человеческие пороки или политических противников, чередовались с трагедиями, где героическая личность осмеливалась бросить вызов богам или судьбе. Трагедии чаще всего заканчивались гибелью героев, так как они вступали в борьбу с непобедимыми, неподвластными человеку силами. В трагедии выразился и ужас перед непостижимыми для человека законами жизни, и апофеоз его силы и стойкости.
Интерес к личности отразился и в древнегреческом искусстве. Скульпторы и художники, особенно начиная с V в., стремились как можно достовернее показать живое человеческое тело, не застывшее, а в движении; передать характер или настроение человека.
Заключение.
В войнах Древнерусского государства развивались стратегия и тактика, организация вооруженных сил. Русское войско выделялось своей сплоченностью и моральной стойкостью. Помимо княжеских дружин, составлявших ядро русской рати, большое значение имели городские ополчения. Многое решал личный пример князей в бою. Именно за счет этого русская ...
Первые реформы
К середине XVI в. политический строй России переживал процесс обновления. В ходе объединения страны власть московских государей чрезвычайно усилилась, но не стала неограниченной. Могущественная аристократия была живой носительницей традиций раздробленности, обременявших страну и после того, как разобщенные феодальные княжества объеди ...
Возвышение папства и подчинение им церковной
иерархии. Стремление папства подчинить восточную
церковь. Разделение церквей
Уже в начале V в. римские епископы присвоили себе титул главы церкви – папы. В этом сыграла свою роль традиция «вечного города» Рима. Считая себя «преемниками св. Петра», который якобы был первым римским епископом, и пользуясь отсутствием на Западе сильной светской власти, папы стали независимыми церковными и светскими правителями в Рим ...
