Человек в литературе и искусстве Древней Греции
Жизнь в полисе давала человеку большие возможности реализовать себя, а это, в свою очередь, пробуждало интерес к личности — к разнообразию и неповторимости человеческих характеров, эмоций.
Индивидуальное начало ярко отразилось в литературе. Еще в VII—VI вв. до н. э. возник особый литературный род — лирика (от греческого слова «лира» — музыкальный инструмент), в которой описывались не события (как, скажем, в эпосе Гомера), а человеческие эмоции. В лирике раскрывался внутренний мир человека и, в конечном счете, утверждалась ценность личности.
В стихах древнегреческих поэтов мы видим душу человека, терзаемого бедами и находящего утешение во внутреннем спокойствии:
«Сердце, сердце!
Грозным строем встали беды пред тобой:
Ободрись и встреть их грудью, и ударим на врагов!
Победишь — своей победы напоказ не выставляй,
Победят — не огорчайся, запершись в дому, не плачь!
В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй;
Смену волн познай, что в жизни человеческой царит».
(Архилох, VII в. до н. э.).
Поэты писали и о самом тонком, трудно передаваемом чувстве — о любви:
«Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко пред тобой сидит,
Твой звучащий нежно слушает голос
И прелестный смех.
У меня при этом
Перестало сразу бы сердце биться .»
(Сафо, первая из известных нам поэтесс, VII—VI вв. до н. э.).
Личность человека была в центре внимания писателей-трагиков. В V в. до н. э. древнегреческий театр, родившийся из празднеств в честь бога Диониса, переживает пору расцвета. На театральных представлениях, которые давались во время праздников и длились в течение трех дней, с утра до вечера, зритель смотрел комедии и трагедии. Веселые, остроумные комедии, авторы которых осмеивали человеческие пороки или политических противников, чередовались с трагедиями, где героическая личность осмеливалась бросить вызов богам или судьбе. Трагедии чаще всего заканчивались гибелью героев, так как они вступали в борьбу с непобедимыми, неподвластными человеку силами. В трагедии выразился и ужас перед непостижимыми для человека законами жизни, и апофеоз его силы и стойкости.
Интерес к личности отразился и в древнегреческом искусстве. Скульпторы и художники, особенно начиная с V в., стремились как можно достовернее показать живое человеческое тело, не застывшее, а в движении; передать характер или настроение человека.
Польша во второй половине XVII-XVIII вв.: экономическое развитие
Вторая половина XVII - XVIII вв. - время, когда польская экономика прошла полосу глубочайшего кризиса (1650-e - 1720-e гг.), стагнации (приблизительно вторая четверть XVIII века и подъема во второй половине XVIII в. Чем был вызван кризис? В чем он выразился? Почему и как польская экономика сумела его преодолеть? Каковы были главные тенд ...
Скотоводство
Скотоводческая отрасль включала в себя разведение как мелкого ( овцы ), так и крупного ( быки ) рогатого скота. Скот передавался для пастьбы специальными пастухам ( наемным или царским людям ), которые несли ответственность за потраву, а также за любой другой ущерб, происшедший в стаде по вине пастуха ( п.263 - 265 и 267 ). Статьи 244 - ...
Теория социального государства
Вообще слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «социальным» в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под «социальным государством» понимается государство, обладающее ...