Человек в литературе и искусстве Древней Греции

Историческая летопись » Культура и эпоха эллинизма древнегреческого Полиса » Человек в литературе и искусстве Древней Греции

Жизнь в полисе давала человеку большие возможности реализовать себя, а это, в свою очередь, пробуждало интерес к личности — к разнообразию и неповторимости человеческих характеров, эмоций.

Индивидуальное начало ярко отразилось в литературе. Еще в VII—VI вв. до н. э. возник особый литературный род — лирика (от греческого слова «лира» — музыкальный инструмент), в которой описывались не события (как, скажем, в эпосе Гомера), а человеческие эмоции. В лирике раскрывался внутренний мир человека и, в конечном счете, утверждалась ценность личности.

В стихах древнегреческих поэтов мы видим душу человека, терзаемого бедами и находящего утешение во внутреннем спокойствии:

«Сердце, сердце!

Грозным строем встали беды пред тобой:

Ободрись и встреть их грудью, и ударим на врагов!

Победишь — своей победы напоказ не выставляй,

Победят — не огорчайся, запершись в дому, не плачь!

В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй;

Смену волн познай, что в жизни человеческой царит».

(Архилох, VII в. до н. э.).

Поэты писали и о самом тонком, трудно передаваемом чувстве — о любви:

«Богу равным кажется мне по счастью

Человек, который так близко-близко пред тобой сидит,

Твой звучащий нежно слушает голос

И прелестный смех.

У меня при этом

Перестало сразу бы сердце биться .»

(Сафо, первая из известных нам поэтесс, VII—VI вв. до н. э.).

Личность человека была в центре внимания писателей-трагиков. В V в. до н. э. древнегреческий театр, родившийся из празднеств в честь бога Диониса, переживает пору расцвета. На театральных представлениях, которые давались во время праздников и длились в течение трех дней, с утра до вечера, зритель смотрел комедии и трагедии. Веселые, остроумные комедии, авторы которых осмеивали человеческие пороки или политических противников, чередовались с трагедиями, где героическая личность осмеливалась бросить вызов богам или судьбе. Трагедии чаще всего заканчивались гибелью героев, так как они вступали в борьбу с непобедимыми, неподвластными человеку силами. В трагедии выразился и ужас перед непостижимыми для человека законами жизни, и апофеоз его силы и стойкости.

Интерес к личности отразился и в древнегреческом искусстве. Скульпторы и художники, особенно начиная с V в., стремились как можно достовернее показать живое человеческое тело, не застывшее, а в движении; передать характер или настроение человека.

Обострение политической борьбы в империи
Усиление династии Габсбургов в результате захвата австрийских земель сделало нежелательным для князей их пребывание на престоле империи. После смерти Рудольфа Габсбурга курфюрсты не захотели передать престол его сыну Альбрехту и избрали королем одного из незначительных германских князей — Адольфа Нассау, заставив его подписать так назыв ...

Мехоторговля как основа первых связей
Этот вывод, прежде всего, строится на оценке характера первоначальной реакции индейцев на появление европейцев. Коренные жители в большинстве своем проявляли доброжелательность и желание торговать, оказали помощь продуктами, средствами передвижения. Пришельцев восприняли как гостей, а не как возможных постоянных поселенцев. Что касается ...

Курс на независимость. Конгресс устанавливает международные связи
Для политической деятельности Ганди, как и для его предшественников – выдающихся индийских мыслителей, националистов Свами Вивекананды, Локаманьи Тилака, Ауробиндо Гхоша,- присуще стремление к одной и той же утопической цели: сначала «духовно перевоспитать всех индийцев», проникнуть в их сердца (рабочего, крестьянина, помещика и капитал ...