Город и революция
Страница 1

Историческая летопись » История Красноярска (1628-1920) » Город и революция

Истории Красноярска может позавидовать любой древний город России. Отсюда отправлялись отряды на "новые земли", снаряжались когда-то экспедиции по изучению берегов Северного Ледовитого океана; здесь делились хлебом солью с участниками польского восстания, помогали декабристам.

В XVII столетии по всей Сибири прокатилась волна казачьих бунтов. Она охватила многие остроги - Томский, Нарымский, Селенгинский, Братский. Как по эстафете шла по городам Сибири "шатость". Не минула он и Красноярск, где была особенно сильной и продолжительной. Три года бунтовали красноярские казаки, с 1695 по 1698 год. За это время выгнали подряд трех "лихих" воевод, причем последнего, Семена Дурнова, едва не убили, создали свое самоуправление и помышляли о соединении с казаками соседних острогов.

Красноярск богат революционными традициями. В заповеднике "Столбы" на одной высокой скале есть слово "Свобода". Аршинными буквами его написали еще в 1899 году.

Большую роль в приобщении красноярцев к революции сыграли политические ссыльные. Уже в 1899-1900 годах в Красноярских железнодорожных мастерских были созданы кружки, где проводились чтения марксистской литературы. Не раз использовался для этой цели район нынешнего заповедника "Столбы".

В начале 1901 года в Красноярске был организован комитет Сибирского социал-демократического союза.29 января 1902 года в городе появилась первая листовка. Потом последовали воззвания к солдатам и рабочим. Наряду с экономическими требованиями в воззваниях выдвигались и политические. Особенно много листовок было выпущено в канун Первомая 1902 года. К утру улицы города были красными от прокламаций (печатались на красной бумаге). Их таскали ребятишки, торговки, извозчики. Только полицией было собрано в это утро 3000 листовок. В архивах Красноярска сохранилось немало документов, рассказывающих о том, как охотились тогда охранники за революционерами. Почти год жандармы искали организаторов первомайского выступления, но поймать их так и не удалось. Лишь весной 1903 года жандармы напали на след подпольной типографии и арестовали большую группу социал-демократов. Кроме того, по требованию жандармского управления из Красноярских железнодорожных мастерских было уволено несколько рабочих.

Ни аресты, ни другие репрессии не сломили революционного духа рабочих. В городе появлялись все новые и новые прокламации, призывающие к политической борьбе. Печатались эти листовки в партийной подпольной типографии, которая размещалась тогда на улице Узенькой, дом 40 (ныне улица Карла Маркса).

Когда на берега Енисея пришла весть о Кровавом воскресенье 1905 года, Красноярск ответил на расстрел питерских рабочих всеобщей стачкой. Три дня красноярские рабочие не покидали заснеженных улиц города, всюду проходили короткие, но бурные митинги, призывающие к свержению самодержавия. Вскоре появилась листовка о событиях в Петербурге. "Русский народ, который в течение целых столетий сидел на скамье подсудимых, - говорилось в ней, - рвет цепи и подписывает смертный приговор царской монархии. Столица восстала, рабочие Петербурга сражаются на баррикадах, захватывают оружейные склады и разносят в щепы ненавистные полицейские застенки".

Примыкайте к восстанию!

Объявляйте стачку!

Останавливайте поезда!

Долой монархию! Долой войну!

Да здравствует демократическая республика!"

В городе начались массовые политические выступления. Только в 1905 году, несмотря на жестокие репрессии было проведено 76 легальных и нелегальных собраний, митингов и манифестаций, на которых обсуждались вопросы революции. Так в районе нынешнего Студенческого городка10 августа 1905 года собрание состоялось в лесу. Обсудить вопрос о предстоящей забастовке, назначенной на 11 августа собралось около трех тысяч человек. После собрания люди стали расходиться по домам, на них набросились полицейские и казаки. Они ранили более 50 рабочих. Открыли огонь из револьверов и рабочие-дружинники. Во время этого столкновения жандармский унтер-офицер выстрелом в упор убил рабочего Михаила Чальникова. И все же забастовка состоялась. Три дня не дымили трубы лесопилок и мельниц, стояли станки в железнодорожных мастерских, не вовремя уходили со станции Красноярск поезда.

Страницы: 1 2 3 4

 Моизм.
Основатель - Мо-цзы (479 - 400 г.г. до н. э ). Произведение - "Мо-цзы". Основоположник радикально - демократической традиции в политико-правовой мысли Китая. Развивал идею естественного равенства всех людей и обосновал договорную концепцию происхождения государства. Основные положения концепции: 1. Договорная концепция проис ...

Возникновение территориальных княжеств
В то время когда в других странах Западной Европы шел процесс государственной централизации, в Германии, наоборот, возрастала власть князей и усиливалась территориальная раздробленность. Это было обусловлено рядом причин, и прежде всего тем, что германские императоры, чтобы сохранить власть над Италией и другими зависимыми странами, нуж ...

Политические и правовые учения в Древней Греции 4-2 вв. до н.э
Третий период (вторая половина 4-2 в. до н.э.) – период эллиизма. Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. Кризис древнегреческой государственности отчётливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независим ...