Революционеры

Историческая летопись » История Красноярска (1628-1920) » Революционеры

Среди революционеров, побывавших в Красноярске немало интересных имен… Приближался конец XIX столетия. В стране зарождались марксистские кружки, росло революционное рабочее движение, формировалась партия большевиков. И здесь, знакомясь с биографиями революционеров, опять сталкиваемся со словами: "ссылка", "Сибирь".

В 90-годах XIX века в Красноярске проездом в ссылку были В.И. Ленин и его товарищи по революционной работе: А.А. Ванеев, умерший в ссылке от туберкулеза, Глеб Максимилианович Кржижановский, Фридрих Вильгельмович Ленгник, М.А. Сильвин-Бер, Василий Васильевич Старков, А.С. Шаповалов.

Ленин в Красноярске провел 56 дней (март-апрель 1897 года[11]). Посещал городскую публичную библиотеку (Покровский 43 (ул. Сурикова). Почти ежедневно посещал частную библиотеку купца Г.В. Юдина, книгохранилище которого насчитывало до 100 000 томов и было одной из главных достопримечательностей Красноярска. Библиотека Юдина помещалась в то время за городом, в большой двухэтажной даче, которую купец-библиофил построил на Афонтовой горе, над самым спуском к Енисею. Здесь, пользуясь разрешением владельца библиотеки, Ленин собирал материал для книги, обличавшей капитализм. Долгие часы проводил он в библиотеке, ходил сюда пешком через весь город, в любую погоду.

По многим улицам города ходил, бывал в окрестностях Красноярска. В одном из писем к родным он сообщает: "Здесь окрестности города, по реке Енисею, напоминают не то Жигули, не то виды Швейцарии".

30 апреля 1897 года от пристани Красноярск на пароходе "Святой Николай[12]" Ленин выехал в г. Минусинск для отбывания ссылки в селе Шушенском. Осенью 1898 года Ленину разрешили приехать в Красноярск для лечения зубов. С 11 по 20 сентября он провел в Красноярске и жил в доме ссыльного марксиста Петра Красикова (дом сохранился и стоит на ул. Ленина, 124). За это время он побывал в публичной библиотеке, которая помещалась в Садовом переулке (ныне ул. Дзержинского, 12, в нижнем этаже). Здесь происходили встречи и совещания членов красноярского марксистского кружка.20 сентября Ленин покинул Красноярск на пароходе "Дедушка" и 25-го прибыл в Минусинск. Оттуда на лошадях выехал в Шушенское, из которого после окончания ссылки опять-таки на лошадях отправился в Ачинск, откуда 3 февраля 1900 года на поезде "Иркутск - Петербург" выехал из нашего края в г. Уфу.

После революционных событий 1905 года, когда усилилось гонение царского правительства на партию большевиков, через Красноярск проследовали новые этапы ссылаемых в глухие углы Сибири. Следуя в туруханскую ссылку, в Красноярске были члены ЦК партии большевиков Иосиф Федорович Дубровинский (умер в 1913 году в Туруханске, но тело его погребено на красноярском городском кладбище), Ф.В. Гусаров, Г.К. (Серго) Орджоникидзе.

В 1912 году по пути в Туруханск, к месту ссылки, в Красноярске был Я.М. Свердлов, Сурен Спандарян (умер от туберкулеза в Красноярске. Похоронен на красноярском городском кладбище, на его могиле установлен гранитный обелиск), Иосиф Сталин, Елена Дмитриевна Стасова и много других деятелей партии, революционеров-профессионалов. В 1917 году И.В. Сталин возвращался из туруханской ссылки, так как был призван в армию. По пути к месту призыва в городе Ачинске он с 16 января по 20 февраля прожил в Красноярске у ссыльного И.И. Самойлова, который снимал квартиру в доме по Мало-Качинской улице (А. Лебедевой, 23).

Социальная политика
В социальной политике самодержавие преследовало цель укрепления позиций дворянства — главной своей опоры, но вместе с тем делало и уступки нарождающейся буржуазии, преимущественно в экономической сфере.[5, c.51] Процесс обеднения дворянства в связи с ростом дробления дворянских имений, задолженности в Опекунском совете и в других кредит ...

Политические и правовые учения в Древней Индии
Среди главных особенностей политической мысли Древней Индии следует назвать 1. Её религиозный, духовный характер. 2. Сосредоточенность на проблемах нравственного содержания. 3. Главный фактор её развития - религия. 4. Влияние мифологических представлений о государстве и праве. Выделялись две религии - брахманизм и буддизм. Это две ...

Заключение.
В войнах Древнерусского государства развивались стратегия и тактика, организация вооруженных сил. Русское войско выделялось своей сплоченностью и моральной стойкостью. Помимо княжеских дружин, составлявших ядро русской рати, большое значение имели городские ополчения. Многое решал личный пример князей в бою. Именно за счет этого русская ...