Усиление роли православного духовенстваСтраница 1
Последовательную поддержку гетманской администрации проводило православное духовенство.
Крестьяне массово отказывались выполнять повинности в интересах духовных епархий, тем самым подрывая экономическую основу их хозяйств.
Укреплению позиций православного духовенства объективно способствовала историческая обстановка в середине XVII в. Национальный подъем в Украине в этот период стал закономерным результатом развития украинской народности, когда ее достижения во всех сферах сотрудничества должны были утвердиться в бескомпромиссной борьбе с чужим, инонациональным. А православная церковь в глазах украинского населения оставалась надежным оплотом всего национального, украинского. Такое положение отвечало интересам широких народных масс. Если простые люди видели в изгнании чужеземных поработителей, за что активно выступала православная церковь, возможность улучшить свое материальное положение, то зажиточные круги — занять место иностранных феодалов и таким образом укрепить свои позиции в обществе. Православие стало универсальным идеологическим учением, которое объединило национальные силы Украины в борьбе против иностранного господства. Борьба за национальное освобождение Украины приобретала религиозную раскраску, приемлемую для самых разнообразных патриотически настроенных сил украинского народа. Под лозунгом «за веру христианскую» бились со врагом и крестьяне, и казаки, и мещане, и часть шляхты, старшины и духовенства.
Призывая народ к борьбе с захватчиками, православная церковь в то же время отстаивала от посягательств и свои интересы. Было необходимо признание и подтверждение особых прав духовенства на средства производства. Собственнические устремления духовных иерархов составляли серьезное препятствие для увеличения количества лично свободного крестьянства, что при массовой его экспроприации вело к появлению сельскохозяйственного предпролетариата. Воинственная непримиримость православного духовенства к попыткам монастырских крестьян превратиться из зависимых в свободных производителей резко проявилась уже в первые военные месяцы и вызвала всевозможную поддержку со стороны гетманско-старшинского аппарата. Это не могло не отразиться на зарождении новых социальных сил, которые бы стояли вне границ феодальной структуры общества.
В разное время охранительные гетманские универсалы получило немало других православных монастырей, в том числе Мгарский, Киево-Печерский, Михайловский золотоверхий. Общим у них было укрепление феодальной основы монастырских хозяйств. В ожесточенной борьбе крестьянство завоевало личную свободу и право земельной собственности. Крестьянское право свободно распоряжаться землей было признано и гетманско-старшинской администрацией. В одном из гетманских универсалов 1651 г. на этот счет писалось так: « .вольно каждому свое добро яко власнеє дать, даровать и легковать, кому хотечи». Таким образом, был подорван экономический базис господства феодалов над крестьянскими массами. Выйдя из-под зависимости от барства, они попали в прямую зависимость от молодого государства, которое реализовывало свое право верховного землевладельца через получение всевозможных видов ренты. Крестьянство даже после изменения его отношения к земле, продолжало оставаться в зависимости. Временная ликвидация промежуточной земельной собственности крупных светских феодалов открывала возможность концентрации земли в руках отдельных производителей и получения прибыли за счет использования труда наемников. После завоевания крестьянами права земельной собственности возникли экономические предпосылки для развития крестьянских хозяйств капиталистическим путем.
Политические и правовые учения в Германии 17-18 вв
Усиление феодальной эксплуатации, политической и идеологической реакции, установление княжеского абсолютизма, окончательно утвердившегося в результате Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) и приведшего к возникновению в некоторых землях Священной Римской империи германской нации полицейского государства, существенно задержали не только с ...
Владимир Мономах.
Внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода Ярославича княжил в Чернигове и Смоленске, в 1113 году был призван на киевский стол восставшими горожанами. Имя Мономах (что значит «единоборец») Владимир-князь получил по линии матери, которая была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.
По традиции тех времен, князь большую часть ...
Народнические кружки в начале 70-х гг.
С начала 70-х гг. в Петербурге существовало несколько народнических кружков, во главе которых стояли М. А. Натансон, С. Л. Перовская и Н.В.Чайковский. В 1871 г. они объединились, и членов подпольного общества стали называть "чайковцами", по имени одного из лидеров. Здесь не было строгой подчиненности. Работа строилась на добро ...