Введение

Историческая летопись » Господин Великий Новгород » Введение

В Новгороде в XI веке сложился своеобразный республиканский боярский строй, после событий 28 мая 1136 года, когда князь Всеволод Мстиславич с семьей по приговору веча, в котором приняли участие представители от Пскова и Ладоги, был заключен под стражу в архиепископском дворце на два месяца, где он находился под стражей 30 вооруженных воинов. Затем его выслали из города обвинив, что он не выражал интересов простых людей, плохо руководил войском во время противоборства с суздальцами, втянул Новгород в межкняжескую борьбу на юге.

Новгород был ремесленным центром, что объяснялось выходом к морям, новгородцам было чем торговать. Они вывозили прежде всего пушнину, которую добывали в северных лесах, ремесленники поставляли на внутренний и зарубежный рынки свои изделия. Славился Новгород своими мастерами кузнечного и гончарного дела, золотых и серебряных дел, оружейниками, плотниками, кожевенниками. Это потребовало создания более демократического государственного строя, основой которого стал довольно широкий средний класс Новгородского общества: люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю. Купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с “заграницей” (“гостями”).

Городское население делилось на патрициат (“старейших”) и “чёрных людей”. Новгородское крестьянство состояло, как и в других русских землях, из смердов – общинников, половников – зависимых крестьян, работающих “из полу” за часть продукта на господской земле.

Государственное управление Новгородом осуществлялось через систему вечевых органов: в столице существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально, вече было высшим органом власти (каждое на своём уровне). Вече решало важнейшие вопросы экономической, политической, военной, судебной и административной сфер. Вече избирало князя. В вечевых собраниях участвовали все свободные люди города. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избираемых на вече должностных лиц. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелись канцелярия и архив вечевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дьяками.

В борьбе за суверенитет формировались и крепли институты республики. С введением выборности епископа (в 1156г.) и тысяцкого (в 1180-х) завершилось создание независимой республики. Была выстроена система управления, в основу которой лёг принцип волеизъявления новгородской общины. Его действие распространилось на все властные институты; выбирались самые различные должностные лица – от сотских, уличных и кончанских старост до князей, епископов и архиепископов, архимандритов, посадников и тысяцких.

Организационным и подготовительным органом является боярский совет включавших наиболее влиятельных лиц – представителей городской администрации, знатных бояр, и работавший под председательством архиепископа.

Политико-правовое учение М. Вебера
Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение. всё многообразие человеческой культуры. В отл ...

Семья, семейные отношения
Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т. к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания, поэтому на них стоит остановиться подробнее. Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетеля ...

Зависимость князей от татарского хана; порядок княжеского владения.
Но эта политическая сила при всем том не сделалась независимой. В 1243 году великий князь Ярослав Всеволодович отправился к Батыю, который, по рассказу летописи, принял его с честью и сказал ему: «Ярославе! Буди ты старей всем князем в русском языце». На следующий год поехали и другие князья к Батыю «про свою отчину»: «Батый асе почтив ...