Структура чешского государства и политическое положение отдельных слоев общества в XV – начале XVI веков
Страница 2

Историческая летопись » Чехия в конце XIV - начале XVII в. » Структура чешского государства и политическое положение отдельных слоев общества в XV – начале XVI веков

Королевские города в результате гуситской революции усилились экономически, политически и в военном отношении. Городская община, особенно патрициат, стали феодальными землевладельцами, эксплуататорами подданных, а политически – вполне независимыми. У них появились собственные вооруженные силы. Городской совет стал высшим органом власти в самом городе и принадлежащих ему поместьях. Существовал разветвленный аппарат чиновников, решение важных вопросов зависело не только от патрициата, но и от ремесленников и их цеховой организации. По сравнению с догуситским периодом внутренняя жизнь городов значительно демократизировалась. Горожане добились участия в земском сейме и в решении всех обсуждаемых вопросов. Города стали главным конкурентом власти, но все же не могли обеспечить свое участие в государственном аппарате, высших земских учреждениях и судах наравне со шляхтой. Конкуренция приобрела очень острые формы.

Низшая шляхта поправила свое имущественное положение и превратилась в рыцарское сословие. Ее верхушка стремилась проникнуть в панское сословие, а незнатные рыцари стояли ближе к мещанам. Если в период гуситской революции низшая шляхта была участником мещанско-рыцарской коалиции, то с 70-х годов XV в. она перешла на сторону высших сословий. Но финансовые возможности большинства рыцарей оставались невысокими, как и их политическое влияние. Главной ареной их политической жизни являлись местные, «крайские», организации.

Высшая шляхта в гуситское и послегуситское время присвоила себе имущества больше, чем другие слои общества. Крупнейшие панские роды усилились настолько, что каждый из них мог политически соперничать с государем. Состав послегуситской аристократии ограничивался несколькими десятками шляхтичей. Высшая шляхта снова укрепила свое могущество, но за него велась борьба как между отдельными феодальными группами, так и между целыми сословными корпорациями.

Специфической особенностью чешского государства XV – начала XVI в. было двоеверие, опиравшееся на Базельские компактаты, которые – несмотря на отмену их папой в 1462 г. – являлись земским законом. Однако они действовали лишь в Чехии и Моравии, где к утраквистам принадлежало большинство населения, а в Силезии и в Лужицах монополию удерживала католическая церковь. Чешские католики получали поддержку из-за рубежа, а также от всех чешских королей, кроме Иржи из Подебрад. По существу конфессиональные споры были борьбой за социально-экономические блага, за власть. Кутногорское соглашение 1485 г. признавало равноправие католичества и утраквизма, но Община чешских братьев постоянно преследовалась, против нее действовал Святоякубский мандат 1508 г. вплоть до XVII в. Но все же религиозная терпимость достигла высокого уровня, и основным принципом сословной политики стала независимость от церковной идеологии и подчинение церкви светской власти.

Таким образом, для истории Чешского государства XV – начала XVI в. характерно ослабление королевской власти, ее ограничение сословиями, равновесие в разделении власти между панским, рыцарским и мещанским сословиями, упадок политического влияния духовенства, стабилизация сословных институций, обусловившая возможность решения внутриполитических конфликтов мирными средствами.

В 1516 г. умер Владислав Ягеллон. В стране наступило как бы безвластие, вылившееся в острую борьбу между шляхтой и мещанством, между панством и рыцарством. Под влиянием проникавшей в Чехию реформации церковь чашников разделилась на староутраквистскую и новоутраквистскую. Этот раскол отразился на борьбе сословий за власть. Людовик Ягеллон оказался бессильным примирить воюющих, однако здесь в события вмешались обстоятельства международного характера.

Страницы: 1 2 3 4

Социальное положение купечества
В первой половине XIX в. положение купечества, составлявшего основу складывавшейся национальной буржуазии (ее ряды пополняли также «капиталистые» крестьяне, разбогатевшие мещане), было довольно сложным. Согласно «Жалованной грамоте городам» 1785 г. гильдейское купечество было освобождено от уплаты подушной подати, замененной 1%-ным сбор ...

Схема исторических подземных ходов кремля
...

Место даосизма в религиозной и философской жизни.
Когда династийный кризис в танском Китае вновь начал да­вать о себе знать, правительство снова решилось на радикальные меры. По указу от 845 г. было конфисковано имущество монасты­рей и живших в них монахов. Те из монахов, кто хотел сохранить свое немалое имущество, вынуждены были покинуть монастыри и вести светский образ жизни, платя г ...